Валентин Берестов
Вот девочка Марина,
А вот её машина.
- На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко!
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли,
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой "Мишка".
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате,
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор - Петя
(Петя кончил первый класс).
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
- Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела, -
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять -
И завести!
Источник: http://library.stu.ru/stixi10.html
Попробуйте ответить на вопросы и выполнить задания к тексту:
- Назовите героев этого стихотворения. Как вы думаете, кто из них является главным героем? Почему?
- Как Марина относится к своей машине? Почему девочка не заводит машину?
- Что произошло с машиной далее? Кто приходил её навестить?
- Почему кукла Катя приходила «в белом чистеньком халате» к машине? Кто обычно надевает белый халат?
- Как вы понимаете строчки Над больною целый час не смыкала Катя глаз?
- Почему автор называет Петю первоклассным доктором? Сколько значений у слова первоклассный в этом фрагменте? Как вы думаете, в каком значении это слово в русском языке используется наиболее часто? Что может бытьпервоклассным? Приведите примеры выражений.
- Что сказал о состоянии машины доктор Петя? Как он объяснил Марине, почему болеет кузов, почему простужен мотор и почему вообще заболела машина?
- Что нужно сделать для того, чтобы машина выздоровела?
- Как вы понимаете смысл выражений, которые подчёркнуты? Попробуйте составить маленький диалог, используя любое из этих выражений (на ваш выбор). Разыграйте этот диалог по ролям.
- Составьте небольшой рассказ по картинке, используя слова и выражения, которые вы встретили в тексте стихотворения.