В последнее время все обсуждают использование игровых технологий на уроках иностранных языков и РКИ. Можно сказать, что игры на уроках РКИ - это один из “модных” образовательных трендов. Добавим, что использование новых технологий с элементами игры - тема, которая вызывает большой интерес педагогов ввиду её недостаточной изученности.
Самый простой и практичный вариант использования игр на уроках РКИ - создание преподавателем игр-ходилок с полями и фишками. В них можно играть как в небольших группах, так и на индивидуальных уроках, если педагог принимает участие в данной игре.
Наверное, вы уже заметили, что во многих учебниках авторы прибегают к использованию игр-ходилок для повторения пройденного материала (например, каждые пять уроков) или же для “общего” повторения в конце учебника. В частности, пример такой игры есть в учебнике “Точка.ру” уровня A1.
Тем не менее, совершенно не обязательно ограничиваться материалами учебников для создания подобных игр на повторение. Каждый преподаватель может сам создать игру-ходилку в программе Microsoft Word или даже “нарисовать” её самостоятельно, сделав копии для студентов при работе в группе.
Отвечу на вопросы, которые могут возникнуть у начинающих педагогов в связи с использованием данных игр в образовательном процессе.
Вопрос 1. Почему повторение в виде игр-ходилок эффективно?
Потому что эти игры представляют для студентов прекрасный материал для повторения пройденного материала в непринуждённой обстановке и с использованием спонтанной речи на русском языке (студенты во время прохождения игры должны говорить по-русски),
- если игровой элемент на занятиях используется педагогом правильно, к месту;
- если преподаватель вводит в игры-ходилки интересные визуальные материалы (картинки и иллюстрации);
- если педагог умеет создавать задания для данных игр с юмором и пользой одновременно;
- если игра продумана методически.
Более того, игры активизируют память, т.к. они чаще всего связаны с повышенной мотивацией со стороны студентов.
Вопрос 2. Как выглядит игра-ходилка?
Вспомните игры-ходилки, в которые мы играли в детстве, например, популярную игру со стихами Агнии Барто под названием “С утра до вечера”. Естественно, есть много современных игр для русскоязычных, построенных по подобному принципу. Игра-ходилка для наших уроков будет выглядеть примерно так же, всё зависит от фантазии педагога, от его владения методикой, от того, насколько хорошо он знает своих студентов, от того, насколько он хорошо умеет работать с изображениями и т.д.
Ещё один неплохой пример игры-ходилки для русскоязычных с элементами страноведения - игра “Путешествие по России”.
Вопрос 3. На что нужно обратить внимание при создании игр-ходилок?
Очень важно в таких играх использовать лишь тот материал, который вы уже проходили, и чтобы он соответствовал уровню студента (студентов). Также необходимо включать разнообразные наработки: связанные с грамматикой, коммуникативными ситуациями и лексикой. Преподаватель должен обязательно учитывать, что материал игры должен быть интересным, увлекательным для студентов, поэтому лучше подходить к созданию игр с юмором.
Как бы это странно ни звучало, внутри самой игры должен быть игровой элемент. Этого можно достичь разными путями:
- интересные задания: предложить синонимы и антонимы, объяснить слова, показать слова или предложения мимикой и жестами, найти ошибку в предложении, разыграть короткую коммуникативную ситуацию, придумать реплику-ответ на определённый вопрос, связанный с коммуникативной ситуацией. Лучше, чтобы задания были каким-то образом связаны с личным жизненным опытом студента (без чрезмерного вмешательства преподавателя, конечно), т.к. это служит дополнительной мотивацией для студентов;
- элементы “азарта” в игре: не всегда интересно предлагать студентам игры, в которых они просто “ходят по кругу”, кидая кубик. Лучше, чтобы в игре были “падения” и “перескоки” на другой уровень, разные варианты её прохождения в зависимости от успеха студентов, более простые и более сложные задания и т.д.
Вопрос 4. В каких случаях можно использовать игры-ходилки?
Мы уже упоминали, ключевое понятие для использования игр-ходилок - повторение пройденного материала. Поэтому играть в данные игры лучше после прохождения нескольких уроков в учебнике, определённых лексико-грамматических тем и коммуникативых ситуаций и т.д. Тем не менее, данные игры очень хороши также для определения уровня студентов, особенно когда обучающихся много. Можно предложить студентам подобную игру вместо традиционного теста и следить за прохождением игры каждой мини-группой, отмечая для себя ошибки и трудности студентов. Ещё одно эффективное упражнение - повторение пройденного материала после длительной паузы: каникул, отпуска и т.д. В этом случае урок также можно начать с игры.
Игры-ходилки также могут быть использованы на “праздничных” уроках, в частности, новогодних, например, для активизации новогодней лексики и коммуникативных ситуаций и для развлечения. В такую игру можно включить и элементы новогодних фантов, новогодние сценарии, которых сейчас так много в сети. Игры-ходилки можно “привязать” и к лексико-коммуникативным темам, например, “Путешествия”, “Семья”, “Город” и т.д.
Вопрос 5. Можно ли играть в игры-ходилки на индивидуальных уроках и на онлайн-занятиях?
Да, можно. При этом преподаватель обязательно должен участвовать в играх вместе со студентом, отвечать на те же самые вопросы, контролируя свой лексический запас, знание грамматики и владение коммуникативными ситуациями. Без сомнения, студент будет рад участию преподавателя: помимо всего прочего, таким образом преодолевается психологический барьер, часто присутствующий между студентом и педагогом, особенно на первых уроках. На онлайн-занятиях игры использовать также можно. В данном случае есть два варианта: студент может распечатать игру, бросать кубик и “ходить” прямо перед камерой так же, как и педагог, или же преподаватель может отправить студенту игру в электронном виде и использовать виртуальный кубик во время игры.
Регулярное использование игр-ходилок на уроках значительно мотивирует студентов, укрепляет дружеские связи в группе и увеличивает доверие студентов к педагогу. Всё это способствует повышению эффективности учебного процесса.
Автор: Амлинская Юлия, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».
Другие статьи автора здесь.