В Международном пресс-центре МКР-Медиа прошла презентация подарочного издания «Записок из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского. Книга, вышедшая тиражом в 400 экземпляров, поступит в библиотеки Омска и районов Омской области, и подержать её в руках при желании сможет каждый. А это нужно сделать обязательно, поскольку книга продумана до мельчайших деталей (весьма символичных) и сделана совершенно особенным образом. Рассмотрим символы повнимательнее.
Тяжелая книга. Так мы, как правило, говорим о сложном тексте, заставившем нас думать, сострадать и переживать. «Записки из Мёртвого дома» под это определение вполне подходят. Но и в прямом смысле книга тяжелая, увесистая, с очень плотной, словно из дерева сделанной обложкой, выполненной в виде оконного переплета с крестообразной рамой. Оформитель книги Ольга Макарова в этом кресте видит очень много знакового, в том числе пересечение вертикального (высокого, духовного) и горизонтального (бытийного, житейского) миров в жизни писателя. Окно как символичный образ – это и граница между внешним и внутренним, и источник света, и «глаза в мир».
Ольга Макарова
Если говорить о цветовом символизме, то, пожалуй, хроматическое решение книги соответствует теме страдания в полной мере. Темно-коричневый цвет обложки перекликается с другими визуальными элементами книги, которые можно рассматривать послойно: обложка, форзац, тонированные страницы и боковые срезы, закладка, цвет которой напоминает слабый луч света. «Когда шло тонирование блока среза книги в тёмный цвет, мы создали такую коробочку - эффект закрытого дома. Открывая обложку, мы, словно в дом, заходим в тот эпизод жизни Федора Михайловича и погружаемся в пространство, где нет места лоску, поэтому бумага для страниц книги подбиралась тщательно: она особенная, матовая, рыхлая. И даже запах Мёртвого дома можно почувствовать, открыв книгу», - рассказывает О. Макарова. По её мнению, оформителю и художнику-иллюстратору пришлось снова «прожить книгу», полностью погрузившись в смысл, в идею, чтобы визуальное содержание максимально соответствовало текстовому.
Художник Георгий Кичигин, чьими работами проиллюстрированы «Записки из Мёртвого дома», включил в книгу рисунки, выполненные в разное время и в различных техниках, но при этом в пространстве книги всё, по словам иллюстратора, органично соподчинилось: «Объединилась и масляная живопись, и сепия с углём, чёрно-белая картинка, и пастель». Кичигин создал целую галерею персонажей, запечатленных в разные моменты каторжной жизни: они мечтают, спорят, молятся, ютятся в тесном бараке, беседуют в острожном дворе, занимаются тяжелой работой, терпят телесные наказания, находятся в лазарете…
Георгий Кичигин
Тёмное и тесное каторжное пространство, полное горя, словно поглотило все яркие краски, и перед художником стояла непростая задача: используя небогатую палитру, изобразить довольно большой объём разных характеров. У Г.П. Кичигина получилось создать целую галерею образов каторжан в основном за счёт мастерски выполненных портретов, в которых очень точно переданы свойства той или иной личности. По словам художника, количество типажей у Достоевского огромно, при этом писатель, прекрасно разбирающийся в людской психологии, мог для каждого персонажа найти «свою краску».
Как отметил глава фонда «Духовное наследие» Л.К. Полежаев, весь тираж «Записок из Мёртвого дома» будет безвозмездно передан в библиотеки Омской области, несколько экземпляров отправятся в Президентскую библиотеку, а также будут отосланы в книгохранилища Великобритании и США.
Видео, подготовленное телеканалом «Продвижение» к презентации издания в Омске.
Фоторепортаж о мероприятии доступен по ссылке: omskzdes.ru
Текст: Тамара Скок. Фото: Илья Петров, Тамара Скок