«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Правильно ли расставлены запятые: По вопросу высадки детей из автобуса в условиях низких температур воздуха, сообщаем, что по данному факту проведена служебная проверка, в ходе которой информация об отказе водителя бесплатно подвести детей не подтвердилась.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какому правилу подчиняются следующие написания: Фото- и видеоконтент, онлайн- и офлайн-формат (имею в виду дефис при членении). И в каком числе нужно использовать слово после дефиса — онлайн- и офлайн-формат (или форматы)? И еще один вопрос: когда мы используем множественное число при однородных членах, а когда — единственное? Пример: законодательная и исполнительная власть («власти» даже звучит ошибочно), групповая и индивидуальная деятельность, но при этом образовательный и развлекательный форматы.

Можно ли сказать "У него четверо кошек и котов"?

  1. Главная
  2. Публикации

Бактериальная и вирусная инфекция или инфекции?

Указать верное число имени существительного при двух определениях нередко бывает затруднительно. Выбор числовой формы осложняется тем, что сущ., при котором имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Согласно справочным пособиям по русскому языку, мн. ч. употребляется, если сущ. находится впереди определений: спряжения первое и второе; стороны левая и правая. Использование мн. числа уместно, когда подчеркивается наличие нескольких предметов: золотая и серебряная медали; старшая и младшая группы; географический и математический факультеты. Условием для множественности является также предшествующее определение в форме мн. числа: новые английский и русский переводы; любимые старший и младший сыновья.

В том случае, когда в сочетаниях терминологического характера перечисляемые разновидности предметов или явлений внутренне связаны, существительное, стоящее после определений, употребляется в ед. числе: бактериальная и вирусная инфекция; по левой и правой стороне; дети младшего и среднего школьного возраста; спинной и головной мозг.

Форма ед. ч. используется, если сущ. не употребляется во мн. числе (Ленинградское и Кутузовское шоссе; козье и коровье молоко; технический и научный прогресс; фарфоровая и керамическая посуда), если между определениями стоят противительные, разделительные или сопоставительные союзы (то широкий, то узкий проём; не верхний, а нижний слой; греческий или латинский язык; как в прошлом, так и в нынешнем году), а также если определения выражены местоименными прилагательными (между твоим и моим домом; у той и другой команды).

Существительное будет стоять в форме ед. ч., если во мн. числе имеет иное значение, чем в единственном: железнодорожная и шоссейная сеть (ср.: противолодочные сети); православная и католическая церковь (ср.: разрушенные церкви); высшее и среднее образование (ср.: вулканические образования); культурный и промышленный подъём (ср.: утомительные горные спуски и подъёмы).

Следует обратить внимание, что значение единственности и множественности может быть подчёркнуто определениями, выраженными порядковыми числительными: «первое и второе места достались спортсменам из России»; «третий и четвёртый этапы голосований прошли успешно» и «учителя первой и второй категории»; «рабочие первой и второй смены», «он пришёл домой между первым и вторым часом ночи». Отличием служит тот факт, что форма мн. ч. чаще используется при именительном падеже, а форма ед. ч. – при косвенных.

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир