Как писать изложение?
Если у вас трудности с написанием изложений, почитайте наши рекомендации. Мы подскажем, как успешно справиться с этим видом проверки знаний.
Зачем пишут изложение?
Казалось бы, что проще – слушай, запоминай и воспроизводи. Выдумывать ничего не надо (хотя есть и такой жанр, как изложение с элементами сочинения), просто излагай близко к тексту. Почему же у школьников возникают трудности? Проблема в восприятии устного текста? Трудности при воспроизведении? Память подводит? Или всё сразу?
У изложения, одного из популярных методов проверки знаний школьников, есть основная задача – научить правильно воспринимать устную информацию и выделять в её потоке основные мысли, ключевые события и важные характеристики. В процессе написания изложения формируются очень нужные умения, которые пригодятся в жизни: развиваются навыки аудирования, запоминания, воспроизведения текста, обогащается словарный запас и грамматический строй речи учащихся, развиваются речемыслительные механизмы, тренируется память… Изложение помогает установить, каков у школьника уровень восприятия речи на слух и насколько корректно он способен её воспроизвести.
Как пишут изложение?
Обычное обучающее изложение читают несколько раз, поэтому во время каждого чтения слушающий/пишущий должен понимать свою основную задачу. В написании изложения можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительная беседа. Представляет собой совместную работу учеников и учителя, когда происходит знакомство с текстом будущего изложения, обсуждается тема, выписывается и характеризуется заголовок. На этом этапе актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются факты, даты и имена собственные, прорабатываются понятия и термины, конкретизируется замысел автора. Работа идет в черновике.
2. Составление плана текста, работа с черновиком.
Ставится цель понять, что и как написал автор текста. Анализируются ключевые слова и особенности композиции: в объёмных текстах определяются части (при повествовании - завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении – тезис, аргументы и выводы; при описании – точность характеристик). Определяется мини-тема каждой структурной части, ее содержание; часть озаглавливается, этот заголовок записывается как пункт плана. Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке, как он связан с другими частями текста. Черновик дополняется.
3. Проверка содержания, редактирование, корректирование.
На этом этапе ученик выступает в роли редактора/корректора своего черновика. Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, фактических данных, правильности написания имен собственных, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Осуществляется орфографическая и пунктуационная правка при повторном чтении авторского текста, поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях. Итогом работы на этом этапе становится переписывание начисто.
Творческие задания в изложении.
Изложения могут сопровождаться творческими заданиями. Например, ученикам может быть предложено дополнить текст элементами сочинения. Варианты могут быть следующими:
-
текст изложения читается не до конца — концовку предлагается придумать самостоятельно;
-
текст изложения изначально пересказывается от имени одного персонажа, а после прочтения предлагается передать происходящее глазами другого участника событий;
-
текст, в котором автор описывал события в прошедшем времени, нужно пересказать так, будто события разворачиваются у автора на глазах (изменение временных форм глаголов);
-
наполнить текст недостающими определениями (прилагательными и (или) наречиями);
-
текст изложения предлагается дополнить: а) описанием внешности (или характера, или мыслей, или чувств и т.п.) одного из персонажей текста; б) пейзажа, который окружает персонажей, или обстановки, в которой действуют те или иные герои текста; в) события, предшествующего тем, что разворачиваются в тексте изложения; г) рассуждением о причинах поступка или события, описанного в тексте.
Какие бывают изложения?
Классификация изложений может происходить по разным основаниям.
По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. Именно этот вид изложения закладывает навыки конспектирования.
По отношению к содержанию исходного текста изложения бывают полные, выборочные (выбирается одна из микротем текста) или дополняющие, с элементами сочинения.
По способу восприятия исходного текста изложения делятся на написанные на основе прочитанного и на основе услышанного текста, а также комбинированные (часть текста воспринимается на слух, часть излагается после прочтения).
По характеру текста изложения делятся на изложения повествовательного характера с элементами описания, изложения-описания, изложения-рассуждения, изложения-характеристики.
По цели проведения изложения делятся на обучающие и контрольные.
Объем и оценка изложений
Примерный объем текста для подробного изложения (изложения, близкого к тексту) определяется для 5 класса в 100–150 слов, для 6 класса — 150–200, для 7 класса — в 200–250, для 8 класса — в 250–350, для 9 класса — в 350–450 слов.
Объем текстов контрольных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
За изложение выставляется двойная оценка. Первая – за содержание (см. табл. ниже), вторая – за грамотность (критерии те же, что и в диктанте).
Оценка |
Критерии оценки содержания и речевого оформления |
«5» |
Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление; допускается не более 1 речевой неточности. |
«4» |
Правильно, достаточно полно передан авторский текст; раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности; допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста |
«3» |
В работе допущены некоторые отклонения от авторского текста, отклонения от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений; беден словарь, имеются речевые неточности; допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста |
«2» |
Работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста/совсем не передан авторский текст, не раскрыта тема; допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствуют связи, крайне беден словарь; в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста |
Примечание
Варианты контрольных работ по русскому языку можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): fipi.ru
Дублирующие ресурсы: