Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Коротко о Всероссийской олимпиаде по русскому языку
Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку проводятся раз в год с 1996 г. До 2008 г. заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:
1. Письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе.
2. Устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.
В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Участники не «отсеиваются» по результатам I тура. Подробнее об олимпиаде по русскому языку здесь:
Как готовиться?
При подготовке к олимпиаде по русскому языку одного учебника мало. Необходимо воспользоваться дополнительной справочной литературой, например, словарями: орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим.
Орфографический словарь напомнит правописание словарных слов, которые часто встречаются на олимпиадах по русскому языку. Этимологический словарь укажет на историю и происхождение тех или иных слов, их родственные отношения. С помощью фразеологического словаря вы узнаете значение устойчивых выражений и сочетаний, научитесь подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. Пользуясь орфоэпическим словарем, вы запомните нормы ударения и произношения слов.
Повторите грамматику и синтаксис. Часто на олимпиадах по русскому языку встречаются задания, где необходимо образовать форму родительного падежа множественного числа таких существительных, как, например, килограмм, солдат, сапог, баклажан и т. п. Тренируйтесь в составлении схем сложных предложений, обратите внимание на правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных вставными конструкциями, научитесь выполнять синтаксический разбор предложений.
Повторите фонетические правила, транскрипцию. Восстановите в памяти план фонетического разбора.
Вспомните материал о функциональных стилях речи. Обратите внимание на их характеристику: назначение, сфера употребления, стилевые особенности.
Повторите требования к написанию сочинений и изложений. Научитесь грамотно оформлять текст, помните о трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Научитесь составлять и дорабатывать план сочинения. Подробный план поможет раскрыть тему в соответствии с поставленным вопросом, проблемой.
Найдите информацию о выдающихся ученых лингвистах и филологах. Какие известные открытия они совершили? Почитайте о составителях знаменитых словарей русского языка. Также поищите популярные высказывания о русском языке. Уточните автора цитаты.
Полезные интернет-ресурсы
Всероссийская олимпиада школьников |
|
Сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку |
|
Литература по подготовке к олимпиаде по русскому языку |
|
Сайт учителя русского языка Перовой И. Н. (материал для подготовки к олимпиадам по русскому языку) |
|
«Олимпийский портал» (Челябинск) |
|
Открытая международная олимпиада по русскому языку «Светозар» |
|
Олимпиада школьников «Ломоносов» |
|
Высшая школа экономики (олимпиадные задания по русскому языку и их разбор) |
Задания и решения здесь
Рекомендуемая литература
Книги для чтения
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
- Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1989.
- Казанский Б.В. Приключения слов. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – СПб.: Азбука-классика,2007 – Серия «Русская словесность».
- Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Кондратов А. Письмена мертвые и живые. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Кондратов А. Земля людей – земля языков. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность».
- Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
- Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
- Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб., Азбука, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – СПб., Азбука, 2005 – Серия «Русская словесность».
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
- Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники).
- Пересветов Р. Тайны выцветших строк. – СПб.: Азбука-классика, 2006 – Серия «Русская словесность» .
- Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Суслова А.В. О русских фамилиях. – СПб.: Азбука-классика, 2007 – Серия «Русская словесность».
- Улуханов И.С. О языке Древней Руси – М.: 1972.
- Успенский Л.В. Слово о словах – М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
- Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: – Интерпракс, 1994.
Сборники с заданиями
- Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. – М.: Издательство «Индрик», 1995.
- Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. – М.: МЦНМО, 2006
- Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1983.
- Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся – М.: Дрофа, 2005 – Серия «За страницами школьного учебника».
- Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие – М.: Флинта : Наука, 2006.
- Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
- Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 1989.
Справочники и энциклопедии
- Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире – Лик пресс, 1998.
- Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
- Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005.
- Даль В.И. Пословицы русского народа.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах
- Дубровин М.И. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках – М., РОСМЭН, 1997.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
- Никитина Т.Г. Молодежный сленг: Толковый словарь: Более 12000 слов; свыше 3000 фразеологизмов - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Новиков Вл. Словарь модных слов – М.: Зебра Е, 2005.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений.
- Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII – XX вв. – М.: Дрофа, 2005.
- Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России – М.: Армада-пресс, 2002.
- Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. : В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 слов.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Изд. 3-е, стереотипное. - СПб.: АЗБУКА, 1996.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. - М., 1993.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
- Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. — М.: Флинта, Наука, 2006.
- Энциклопедия для детей [Т.10] Языкознание. Русский язык. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
Подготовка к олимпиаде по литературе
Коротко о Всероссийской олимпиаде по литературе
Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в вузы по профильной специальности.
Олимпиада проводится в три тура для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания всех трех туров выполняются письменно.
Первый тур - комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур - сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур - выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.
Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.
Как готовиться?
При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.
- В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
- Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
- При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
- Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
- Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно - после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
- Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
- На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году):
- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
- объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров;
- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
- представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
- выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
- каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы
- Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века. В 2 тт. М., 2009
- Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
- Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 2009 (и другие издания)
- Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.
- Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» М., 1963
- Волжина Е. Д. Олимпиады по литературе: 5-11 классы, М., 2012.
- Гаспаров М. Л. "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтов и Ламартин
- Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.
- Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский
- Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001
- Гаспаров М.Л. Три поэтики Осипа Мандельштама
- Гаспаров М.Л. Фет безглагольный.
- Гаспаров М.Л. Цветаева: От поэтики быта к поэтике слова.
- Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
- Лекманов О.А. Осип Мандельштам. (в серии ЖЗЛ) М., 2009
- Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисл. В.И. Мануйлова, комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. СПб., 1996.
- Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин.Лермонтов. Гоголь.
- Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87.
- Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин.
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни
- Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) История русской прозы. СПб., 1997 и другие издания.
- Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. «Евгений Онегин» комментарий. СПб., 1997
- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. Л., 1983 (и другие издания – последнее М., 2006)
- Черниченко Л. А., Чернышова Е. Г. «Олимпиада. Литература». – М.: Дрофа, 2012.
- Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971
- Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
- Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1989
- Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970.
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по литературе
Интернет-ресурс |
Аннотация |
Всероссийская олимпиада школьников является наиболее авторитетной площадкой проверки знаний школьников, обучающихся в школах России. Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по литературе. Этот информационный портал предназначен как для учеников, так и для учителей. На страницах сайта есть возможность найти следующие материалы:
|
|
Сайт содержит:
|
|
Словари и энциклопедии на портале «Академик»:
|
|
Вся информация о рифме и стихосложении:
|
|
Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР |
Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру или произведению.
|
Филологический портал Philology.ru – компактное представление информации, касающейся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).
|
|
Представлено огромное количество текстов разных жанров и предпочтений (художественная литература, фантастика, политика, техдокументация, юмор, история, поэзия, философия, эзотерика и т.д.). |
|
Коллекция произведений русской и зарубежной литературы в кратком изложении. |
|
|
На страницах сайта представлен постоянно пополняемый архив творчества поэтов Серебряного века, биографии поэтов, описание поэтических течений, а также большое количество стихотворений.
|
Труды выдающихся литературоведов и лингвистов: С. С. Аверинцев М. М. Бахтин О. М. Брик А. А. Потебня П. А. Флоренский Н. С. Трубецкой Б. М. Эйхенбаум Ю. Н. Тынянов и др. Работы по общей теории языка и семиотике Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. |