23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента. Звучит она хорошо и соло, и в компании с другими «народниками»: пыжаткой, кугиклами, зубанкой…
Изображение: vectorstock.com. Автор: Skathi
Первые документальные упоминания о балалайке относятся к XVII веку, однако появилась она гораздо раньше. По одной из версий, инструмент считается нашей вариацией восточной домры, однако также существует мнение, что инструмент этот исконно русский. Название соотносится со словами балакать, балаболить, болтать. И действительно, звучание балалайки напоминает быстрый и громкий разговор. Изобретательные умельцы в старину использовали для изготовления бренчащего инструмента подручные средства, пуская в ход деревянные ковши и жилы животных. Демократичная «балаболка» хоть и выглядела порой нелепо, верно служила народу и была созвучна настроению людей: и печаль могла выразить, и радость. Н. И. Гнедич в начале XIX века писал:
И нам ли подражать их лирам, петь их складом?..
У русских балалайка есть!..
И русские должны, их рода помня честь,
Под балалайки петь гиперборейским ладом!
Свирель таёжная. Изображение: ta-musica.ru
Гораздо старше балалайки различные духовые инструменты. Чрезвычайно популярна у славянских народов свирель (от общеслав. свиреть – «свистеть»), дудочка длиной около тридцати сантиметров. У неё немало «родственников» с забытыми названиями: пыжатка (внутри неё пробка-пыж направляет поток воздуха), жалейка (жалобно звучит), цевница (от це́ва – «трубка»), сопелка, кугиклы (от куга – «камыш»).
Кугикл (разновидность панфлейты). Изображение: duduk.msk.ru
Цевница и кугиклы – разновидности многоствольных флейт. Отличие в том, что в цевнице трубочки скреплены («В младенчестве моём она меня любила и семиствольную цевницу мне вручила». А. С. Пушкин, «Муза»), а в кугиклах их можно менять местами для разнообразия звучания. Звонкие и нежно поющие кугиклы (кувички, тростянки) изготавливали из стеблей болотного камыша, тростника, крепких полых растений.
Жалейка. Изображение: ta-musica.ru
Из камыша или дерева изготавливали и жалейку, дудочку с раструбом, но голос у неё был другой – плоский, громкий, пронзительный и немного «гнусавый». Жалейка – это и пастушеский рожок, и скоморошья дудка, и атрибут праздников и народных обрядов: можно было как весёлые наигрыши исполнять, так и грустно, протяжно дудеть, сожалея о ком-то.
У А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» (1817 – 1820) есть изображение шумной сцены, где в пробуждении героини были задействованы самые громкие музыкальные инструменты:
Княжна лежит во сне глубоком;
Князья и витязи кругом
Стоят унылы; гласы трубны,
Рога, тимпаны, гусли, бубны
Гремят над нею…
Современный тимпан. Изображение: muzinstru.ru
Из этого ряда, пожалуй, лишь тимпаны нуждаются в пояснении. Тимпан (от греч. tympo – «ударяю») – известный с древности ударный музыкальный инструмент, состоящий из котла, обтянутого кожей. По нему били палкой с шаром на конце, обтянутым сукном. Звук получался глубокий, мощный. Барабан крепили ремнями на уровне груди музыканта, нередко для усиления звука к нему привязывали колокольчики.
Пастуший барабан. Изображение: muzinstru.ru
На груди висел и пастуший барабан (пастушка, пастухалка, пастухальница), но звучал он иначе – сухо, плоско. И не удивительно, ведь по сути это тонкая прямоугольная дощечка, по которой стучали двумя палочками. Пастухи изготавливали свой ударный инструмент из древесины сосны или ели (они хорошо проводят звук) и использовали для отпугивания хищников, а ещё считалось, что ритмичные звуки успокаивают стадо и способствуют лучшим надоям. Умиротворению самого пастуха нередко способствовал варган (от древнерус. варга – «рот»).
Хомус (варган). Изображение: muztorg.ru
В XIX в. музыковед В. Одоевский писал: «Нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина». Комус на Алтае, хомус в Якутии, кубыз в Башкирии и Татарстане, дрымба на Украине и в Белоруссии, в России варган нередко называли зубанкой. Небольшой дугообразный металлический прибор с язычком зажимали зубами и импровизировали, осваивая технику игры за считанные дни. Возможно, что так появился и глагол сварганить – «сделать что-то по-быстрому, без особых усилий». При игре на зубанке исполнитель сам становился инструментом, ибо все тело было резонатором. Это погружало и музыканта, и слушателей в транс. Не зря варган активно использовали шаманы. Кстати, именно возрастающая популярность балалайки, возможно, способствовала тому, что варган постепенно ушёл в тень, хотя довольно долго его варианты были распространены повсеместно.
Сегодня музыканты стараются возродить народные инструменты: балалайка, варган, жалейка и другие струнные, духовые и ударные нередко звучат в исполнении народных ансамблей и отдельных солистов. А сыграть на них, как показывает практика, можно что угодно, от старинных мелодий до новомодных хитов.
Автор: Тамара Скок