В течение двух лет научный коллектив лингвистов Башкирского государственного педагогического университета выполнял работы по проекту «Продвижение ресурсов, связанных с изучением русского языка и образованием на русском языке, в СМИ и интернет-ресурсах». Работы проводились по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.
Коллектив БГПУ провел исследования по изучению состояния 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, оценил их эффективность и спрогнозировал развитие.
В данной статье представлены результаты мониторингового анализа образовательных сайтов по русскому языку, обоснованы критерии оценки и обозначены перспективы их использования в ходе изучения русского языка, получения образования на русском языке, а также в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием русского языка, организацией открытого образования на русском языке и осуществлением обучения русскому языку разных категорий лиц, в том числе билингвов, проживающих в полиэтнических, полилингвальных и поликонфессиональных регионах.
Мониторинг 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с преподаванием русского языка, проводился специалистами в области языкознания, информационных технологий и специального (дефектологического) образования. Для оценки состояния и эффективности русскоязычных образовательных интернет-ресурсов экспертами были определены следующие критерии:
I. Критерии, связанные с общей информацией по сайту:
1) источник информации (автор образовательного интернет-ресурса): частное / юридическое лицо, эксперт / дилетант;
2) целевая аудитория (адресат, для кого предназначен образовательный ресурс, кому он будет полезен): педагоги, преподаватели, учителя / обучаемые; владеющие / не владеющие русским языком; русскоязычные монолингвы / би- и полилингвы; школьники / студенты; гуманитарии / негуманитарии.
II. Критерии для экспертов в области языкознания.
1) достоверность, верифицируемость информации (научная / ненаучная, аргументированная / бездоказательная информация представлена на ресурсе): наличие / отсутствие ссылок на конкретные источники информации, их надежность / ненадежность);
2) актуальность, новизна информации (соответствует / не соответствует современным научным представлениям, гипотезам, теориям, знаниям); сведения современные / устаревшие;
3) объективность информации: представлена точка зрения, мнение, одного исследователя, педагога / нескольких;
4) включенность информации в социокультурный контекст: содержатся / не содержатся ссылки или упоминания о социальных, культурно-исторических событиях, фактах, явлениях, незнание которых может повлиять на уровень восприятия и осмысления информации;
5) языковая сторона информации: содержательная полнота / краткость, сложность / доступность, правильность / неправильность, логичность / алогичность; отсутствие опечаток, орфографических, грамматических, стилистических ошибок;
6) способ подачи информации: структурированность, системность / хаотичность, многообразие / однообразие; адекватность использования иллюстраций (в качестве дополнения к тексту, а не отвлекающего элемента), отсутствие негативного влияния рекламы (при её наличии) на работу;
7) разнообразие информации по типам материалов: учебные планы / учебные программы / теоретические курсы / практикумы / методические рекомендации / тесты / кейсы; текстовые / аудио- / видеоматериалы / online-курсы; интерактивность сайта.
III. Критерии для экспертов в области информационных технологий:
1) технологичность (работает ли сайт на всех платформах и браузерах; можно ли просматривать сайт на разных разрешениях);
2) юзабилити (удобство пользования);
3) внешняя ссылочная масса (ссылки, которые приводят к ресурсу).
IV. Критерии для экспертов в области специального (дефектологического) образования: • доступность информации сайта для лиц с инвалидностью и с ОВЗ.
V. Критерии для всех экспертов:
1) доступность информации (бесплатный ресурс / платный ресурс; с регистрацией или нет, информация открывается постепенно или сразу);
2) привлекательность дизайна.
Для выборки 300 значимых интернет-ресурсов была разработана общая логистика информационного поиска по гибридной релевантности поисковых запросов. Эксперты осуществили первичный отбор русскоязычных образовательных сайтов по признаку соответствия / несоответствия задачам проекта. Каждый эксперт по индивидуальному запросу просмотрел 200 интернет-ресурсов в поисковых системах Яндекс и Google и заполнил специальный протокол выборки.
Для формирования электронной базы данных по мониторингу русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, был создан специальный сайт «Автоматизированная система сравнительной оценки», на котором в соответствующих функциональных разделах осуществлялась экспертная оценка по перечисленным выше критериям.
Мониторинг русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, показал, что высокие баллы по большинству критериев получили следующие веб-сайты:
1 - Современный русский. Международный информационно-просветительский проект.
2 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.
3 – Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех.
4 - РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы.
5 - Институт русского языка и культуры.
6 - Портал «Образование на русском».
7 - Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка».
8 - Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ.
9 - Портал ЕГЭ.
10 - Научная электронная библиотека «Киберленинка».
11 - МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
12 - Информационный портал фонда «Русский мир».
13 - Институт развития образования Республики Башкортостан.
14 - Культура письменной речи.
15 - Могу писать. Уроки русского языка.
Электронная база данных по результатам проведённого мониторингового исследования была размещена на сайте БГПУ и интернет-портале «Образование на русском» Министерства образования и науки РФ, что открывает новые возможности для поддержки и развития русского языка как государственного, родного, неродного, иностранного, сопровождения его изучения разными категориями лиц, оказания учебно-методической помощи педагогам в применении на занятиях русского языка интерактивных методов обучения, использовании информационных технологий и интернет-ресурсов.
Литература, использованная авторами статьи:
1. Мильруд, Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре [Текст] / Р.П. Мильруд // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 211–217.
2. Зинина, Т.Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка [Текст] / Т.Ф. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 957–960.
3. Барт, М.В. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве [Текст] / М.В. Барт, М.А. Габова // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 91–100.
4. Богомолов, А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов // Вестник ЦМО МГУ. Методика. – 2009. – № 1. – С. 40–44.
5. Никитенко, З.Н. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / З.Н. Никитенко, В.Д. Янченко, Е.А. Никитенко, А.Д. Дейкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 7–19. – Режим доступа: vestnik.nspu.ru –
6. Бадрах, А. К вопросу о функционировании русского языка в интернет-среде [Текст] / А. Бадрах, Ц. Ширнэн // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (27). – С. 134–141. Режим доступа: vestnik.nspu.ru
7. Морослин, П.В. Язык Интернета как объект лингвистических исследований [Текст] / П.В. Морослин // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. – 2009. – № 3. – С. 10–17.
8. Кононенко, И.С. Жанровые аспекты классификации веб-сайтов [Текст] / И.С. Кононенко, Е.А. Сидорова // Программная инженерия. – 2015. – № 8. – С. 32–40.
9. Морослин, П.В. К вопросу о жанровой классификация ресурсов Интернета [Текст] / П.В. Морослин // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2010. – № 8. – С. 154–160.
10. Азимов, Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) [Текст] / Э.Г. Азимов // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2014. – № 4. – С. 124–129.
11. Бондарева, О.В. Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному [Текст] / О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 2. – С. 102–103.
12. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова // Человек и образование. – 2013. – № 1 (34). – С. 117–122.
13. Никуличева, Н.В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Никуличева // Высшее образование в России. – № 9. – 2009. – С. 115–119.
14. Савицкая, Г.В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка [Текст] / Г.В. Савицкая // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 102–104.
15. Юринова, Е.А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Юринова // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – Режим доступа: naukovedenie.ru
16. Ярославская, И.И. Методика создания учебных материалов по русскому языку как иностранному (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / И.И. Ярославская // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С. 80–83.
17. Назарова, Л.В. Разработка учебно-методических материалов на основе образовательных информационных технологий [Текст] / Л.В. Назарова, Г.М. Гринберг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – С. 425–426.
18. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.
20. Сидорова, А.Г. Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) [Электронный ресурс] / А.Г. Сидорова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9 (17). – С. 44. – Режим доступа: ej.soc-journal.ru
Ссылки на лучшие ресурсы по русскому языку:
1. Современный русский. Международный информационно-просветительский проект [Электронный ресурс]. Режим доступа:oshibok-net.ru.
2. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkin.institute.
3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: gramota.ru.
4. РОПРЯЛ – Российское общество преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ropryal.ru.
5. Институт русского языка и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: irlc.msu.ru.
6. Портал «Образование на русском» [Электронный ресурс]. Режим доступа: pushkininstitute.ru.
7. Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: uchitel-slovesnik.ru.
8. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.
9. Интерактивные образовательные ресурсы по РКИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// eor.pushkininstitute.ru.
10. Портал ЕГЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: ege.edu.ru.
11. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru.
12. МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.mapryal.org.
13. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// russkiymir.ru.
14 Институт развития образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа:irorb.ru.
15 Манускриптъ [Электронный ресурс]. Режим доступа: mns.udsu.ru.
Материалы исследования подробнее представлены здесь: cyberleninka.ru