Сейчас в работе международной службы экстренной лингвистической помощи (ЭЛП) проекта МКР-Медиа «Современный русский» задействованы филологи из Омска, Калининграда и Владивостока. Это профессиональное содружество возникло при содействии фонда «Русский мир», и вот теперь три города обеспечивают 17-часовое взаимодействие сотрудников справочной службы с российскими и зарубежными пользователями. Пока это первая в России единая служба экстренной лингвистической помощи с локацией в трех разных городах.
Об особенностях работы службы рассказывают Тамара Скок, руководитель проекта «Современный русский» (Омск), Алексей Черняков, доцент БФУ им. И. Канта (Калиниград), Мария Лученко, филолог из ДВФУ (Владивосток).
Т.С. - Служба экстренной лингвистической помощи начала свою работу с горячей телефонной линии. Первые звонки начались в марте 2008 года. Обращений с каждым днем становилось все больше, аудитория расширялась за счет «сарафанного радио»: одному понравилось – рассказал другому, третьему. Звонили школьники и их родители, журналисты, писатели, редакторы, пресс-секретари, полицейские, делопроизводители, инженеры, работники ЗАГСов... Очень активны были пенсионеры, радеющие за сохранение норм русского языка. Позже в арсенале средств филологов-альтруистов, помогающих людям грамотно говорить и писать, появился ресурс ICQ, который позволил значительно расширить географию ЭЛП. Но самым результативным каналом оказалась страница вопросов и ответов в соцсети ask.fm. С ее помощью наш просветительский проект быстро перешагнул российские границы и обзавелся зарубежной пользовательской аудиторией.
Надо сказать, что работать в службе ЭЛП одно удовольствие. Кругозор расширяется до бесконечности, ведь о чём только люди не спрашивают. Вопросов по всем разделам языкознания великое множество, кроме того, многие просят посоветовать книги для саморазвития, углубления знаний в той или иной сфере. Уровень доверия к нам довольно высок, поэтому иногда с нами советуются даже по поводу каких-то житейских ситуаций. Школьникам нужны конкретные рекомендации при подготовке к экзаменам, олимпиадам. Просят рассказать о том, как писать эссе, рецензии, сочинения. Многие повторяющиеся просьбы привели к созданию на портале www.oshibok-net.ru специальных разделов: «Что почитать?», «Как анализировать?», «Тексты для публичного исполнения», «Учебники и справочные пособия», «Порталы и сайты по филологии» и мн.др.
Сегодня международный информационно-просветительский проект «Современный русский» способствует повышению уровня речевой культуры населения 638 городов, из которых 366 городов РФ и 272 – ближнего и дальнего зарубежья. Лингвистическую помощь можно получить, оставив вопрос на портале www.oshibok-net.ru, в группах проекта в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, по телефону горячей линии (3812)219-112, а также на странице вопросов и ответов ask.fm/russian. Последний ресурс мы как раз и обслуживаем вместе с коллегами из Владивостока и Калининграда. Пусть они поделятся своими впечатлениями о работе. У каждого из них свой почерк, свой стиль общения.
А.Ч. - Мне нравится отвечать на те вопросы, которые, во-первых, заданы по существу и по теме, во-вторых, ответы на которые так или иначе требуют размышления и анализа, а не просто ссылки на Розенталя. Нравится, когда возникает обратная связь и спрашивающий начинает думать и рассуждать вслед за заданным вопросом и полученным ответом. Не нравятся вопросы ленивых школьников (на такие не отвечаю). Впрочем, «ленивые школьники» тоже не приговор: я пытаюсь их воспитывать (иногда интеллектуальными подзатыльниками, чего уж) и наставлять на путь истинный. Но если серьезно, то пишут самые разные люди: разных возрастов, профессиональных сфер, интересов и т.п. Год или два назад меня на аске деанонимизировали мои студенты. ;)) Не радует (хотя вроде бы должно радовать?..), когда вслед за полученным ответом анонимный автор начинает забрасывать аналогичными вопросами, в которых изменен только пример: складывается впечатление, что твоими руками кто-то пишет курсовую работу. Сложно отношусь к вопросам о любимом N (стихотворении, авторе и т.п.): филологу вообще трудно отвечать на такие вопросы, а еще сложнее то, что нас в команде несколько человек и у каждого свой любимый N, а выдать своего любимого N за главного и единственного – неправильно и нельзя (об этом ниже). Нравится, когда собеседник вежлив, корректен и действительно хочет получить нужный ответ или разрешить непонятную тему, а не задает вопрос, ответ на который есть в первой же ссылке по запросу в Google. Пальма первенства у слитного/раздельного НЕ/НИ, у лишних запятых, у пунктуации в оборотах с КАК, а также у ТАК ЖЕ / ТАКЖЕ. Нередко обращаются за советом, как совершенствовать речь. Довольно часто встречаются проблемы с канцеляризмами. Но в целом, кажется, сложности, с которыми сталкиваются пользователи, вполне предсказуемы и типичны.
М. Л. – Мне нравится, что всё большее количество людей понимает: правильная речь, умение грамотно, четко выражать свои мысли позволяют человеку быть успешным в любой сфере деятельности. И для современной молодежи – активных пользователей Интернета – большое благо, что в пространстве Всемирной паутины функционирует страничка ask.fm/russian, помогающая своим читателям повысить грамотность. Для многих это ценно и актуально. Услуги экстренной лингвистической помощи очень востребованы, об этом свидетельствует постоянно растущее число подписчиков страницы, огромное количество лайков и регулярно поступающие благодарственные отзывы.
А.Ч. - Стало больше вопросов, авторы которых просят уточнить или проверить те или иные предложения, которые по стилю явно относятся к официально-деловой, а иногда и научной речи. Это радует, поскольку в таких запросах действительно просматривается серьезное намерение, с которым обращаются задающие вопрос, – а это значит, что ЭЛП действительно выполняет свое предназначение.
М.Л. - Подавляющее большинство пользователей – это, на мой взгляд, подростки, школьники, учащаяся молодежь, поэтому основная масса вопросов касается школьной/вузовской программ по русскому языку и литературе. Однако у спрашивающих прослеживается стремление писать и выражать свои мысли грамотно не только на занятиях, но и в повседневном общении: при коммуникации в соцсетях, создании документов и т.п. Это очень радует. По прошествии трех лет работы на проекте могу также сказать, что подписчики стали более дисциплинированными. Вопросов типа «меня бросил парень, как жить дальше?» стало меньше, большинство задает вопросы по существу, просит проверить правильность выполнения задания, а не сделать работу за них. Это доказывает, что экстренная лингвистическая помощь в Интернете очень результативна и популярна.
А.Ч. – Мы с коллегами никогда (за единичными исключениями) не пересекались в офлайне, да и работаем-то фактически посменно, так что и в онлайне одновременно бываем нечасто. Лента живет как бы помимо нас, и мне кажется, что важна следующая установка: персональный почерк сотрудника не должен отвлекать на себя внимание. Читая ответы моих коллег, я как филолог вижу особенности их речевых портретов, но все-таки более важно, чтобы у ленты в целом был свой единый речевой портрет, чтобы она хотя бы не отличалась от себя самой в разные периоды времени. У меня есть довольно жесткое правило, и судя по ответам, я могу прийти к выводу, что его придерживаются все коллеги (хотя никто никогда не озвучивал эту конвенцию): здесь есть «мы» и нет «я»; в некоторых вопросах избегать высказывания от «я» довольно сложно — приходится придумывать, как это обойти. ;) И это, кстати, мощный фактор, сдерживающий в желании где-то порезвиться, над кем-то поиронизировать и т.п. Узнал о себе, что все-таки умею отвечать на вопросы коротко. Читая многие вопросы, воспитываю в себе смирение. ;))))
М.Л. - Отвечать на вопросы я стараюсь кратко и по существу, мне кажется, это соответствует формату проекта. Кроме того, такой подход позволяет дать большее количество ответов за определенный промежуток времени. Также я стараюсь не оставлять без внимания даже самые наивные вопросы. По моему мнению, важно не только дать информацию, но и оказать, если можно так выразиться, моральную поддержку пользователю: дать понять, что от него не отмахнулись, не посмеялись, а приняли во внимание его вопрос и дали ответ, пусть даже он лежал на поверхности. Это дает стимул человеку познавать дальше.
Общее ощущение от работы очень приятное. Мы вместе делаем большое и важное дело, мы помогаем тысячам подписчиков лучше узнать и сильнее любить русский язык в частности и нашу культуру вообще.