«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Добрый день! В предложении "завтра мы не работаем, но это не точно", "не" с "точно" пишется слитно или раздельно, и почему?

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, какая грамматическая основа в предложениях: "Как голова?" и "Я пошел домой"? Весь день ломаю голову

Скажите, ставится ли точка после сокращений "млн.", "млрд."?

  1. Главная
  2. Новости

Н. В. Гоголь. Стилист, дизайнер, кулинар

Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.

Изображение: kulturologia.ru

Гоголя интересовала мода, и он старался от неё не отставать. Более того, не прочь был при случае и покрасоваться. По воспоминаниям одного из преподавателей, Гоголь по окончании гимназии сшил себе новый сюртук песочного цвета с модной клетчатой подбивкой и при ходьбе будто невзначай задевал полы одежды так, чтобы красная щегольская подкладка была всем видна. Одно время черные фраки ему надоели, и он стал искать хорошее сукно синего цвета, интересуясь у приятелей, где таковое можно купить, подбирал к нему крупные металлические пуговицы.

У Гоголя был нетривиальный подход к собственному образу. По воспоминаниям современников, в его гардеробе были такие экстравагантные вещи, как светло-жёлтые панталоны, множество жилетов самых смелых расцветок, да еще и с цепочками и золотыми пуговками, ярко-синий бархатный камзол, белая пуховая шляпа, разноцветный шарф, темный гранатовый сюртук… Видимо, необыкновенная одежда вдохновляла его. Сохранилось интересное воспоминание Сергея Аксакова, заставшего Гоголя за работой над рукописью: «Я едва не закричал от удивления. Передо мной стоял Гоголь в следующем фантастическом костюме: вместо сапог длинные шерстяные русские чулки выше колен; вместо сюртука, сверх фланелевого камзола, бархатный спензер; шея обмотана большим разноцветным шарфом, а на голове бархатный, малиновый, шитый золотом кокошник, весьма похожий на головной убор мордовок. Гоголь писал и был углублен в своё дело».

Гоголю нравились ткани с переходами цвета. По воспоминаниям сестёр, у писателя было множество жилетов, ткань которых переливалась различными оттенками и полутонами. Возможно, это свойство материи в какой-то мере отражало сложную натуру самого Гоголя. Недаром же в одном из писем матери он замечает: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Вот и своего загадочного героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь одевает по тому же принципу, нетривиально. В первом томе «Мёртвых душ» несколько раз упоминается «фрак брусничного цвета с искрою», а во втором и того таинственней – «наваринского пламени с дымом». Чичиков, «надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях», производил впечатление солидного человека: прохожие на улице ему кланялись, на приёме у губернатора сильные мира сего мило улыбались и почитали за своего.

Портрет Чичикова

Интересно, что ультрамодный оттенок фрака из второго тома гоголевской поэмы навеян популярной тогда картиной И. Айвазовского «Наваринский бой». В ней были необыкновенно переданы сложные оттенки моря, а также пламени и смешанного с ним дыма, где сливаются и переходят друг в друга желтое, красное, зелёное, коричневое... Чичиков, как известно, сначала искал на ярмарке любимое сукно «брусничных цветов с искрой», затем «бутылочных» оттенков, а приобрёл нечто экстравагантное - желто-зелено-коричневое, то есть того самого «наваринского дыму с пламенем».

Мастер художественной детали, Гоголь работает над образами своих героев, даёт им не только говорящие фамилии, но и уверенной рукой стилиста, словно опытный театральный костюмер, наряжает их в красноречивые одежды. Госпожа Манилова у него «недурна и одета к лицу», на ней хорошо сидит «матерчатый шелковый капот бледного цвета», в маленькой руке она сжимает «батистовый платок с вышитыми уголками».  Собакевич напоминает средней величины медведя, и «для довершения сходства фрак на нём совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны». Похожая на курицу Коробочка одета в тёмное платье и чепец. «Заплатанной» Плюшкин ходит в дырявом халате и с каким-то невероятным тряпьём на шее. Описание экс- и интерьеров добавляет нужные штрихи к портретам персонажей и завершает создание образа. Гоголь так дотошен в изображении деталей, что даже современные театр и кино могли бы причислить его к цеху выдающихся сценографов, декораторов или художников-постановщиков.

Так, «Вечера на хуторе близ Диканьки» потребовали от Гоголя достоверности в описании национальных костюмов, в частности, одеяний малороссийских женщин и девушек. За помощью он обратился к матушке и попросил её прислать точные «названия платья… до последней ленты». Матушка к наказам любимого сына относилась исключительно ответственно, потому гоголевские персонажи одеты в соответствии с модой изображаемого времени. Так, в «Сорочинской ярмарке» мы видим детальное описание некой «неугомонной супруги», восседавшей на возу «в нарядной шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики, красного только цвета, в богатой плахте, пестревшей, как шахматная доска, и в ситцевом цветном очипке, придававшем какую-то особенную важность ее красному, полному лицу».

Рукодельник Гоголь сам вязал шарфы, плёл из шерсти пояски, кроил платья для сестёр и занавески для их комнат, придумывал узоры для домашних ковров. По воспоминаниям сестры Лизы, Николай Васильевич раскрашивал стены и потолки в доме: «Наденет, бывало, белый фартук, станет на высокую скамейку и большими кистями рисует - так он нарисовал бордюры, букеты и арабески».

«Пушкин и Гоголь» (художник Николай Алексеев)

Был Николай Васильевич и талантливым кулинаром. Во время пребывания в Италии он пристрастился к местной кухне и наловчился сам готовить знаменитую пасту с сыром. В воспоминаниях Сергея Тимофеевича Аксакова есть такой интересный эпизод: «Часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь, вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны. <…> Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны».

Николай Васильевич был лакомкой и сладкоежкой, любил варенье, пирожные, вместо полноценного обеда мог, как ребенок, наесться купленных в кондитерской маленьких пирожков. По воспоминаниям современников, Гоголь любил экспериментировать, сам готовил квас из мочёных лесных груш; из козьего молока и рома делал своеобразный напиток, «эту стряпню называл гоголь-моголем и часто, смеясь, говорил: “Гоголь любит гоголь-моголь”». М. Максимович свидетельствовал: «На станциях он покупал молоко, снимал сливки и очень искусно делал из них масло с помощью деревянной ложки. В этом занятии он находил столько же удовольствия, как и в собирании цветов», а Л. Арнольди вспоминал, как «Гоголь выдумал какое-то новое блюдо из ягод, муки, сливок и еще чего-то».

Писатель знал толк в малороссийской кухне, потому так аппетитны его описания различных блюд (вспомним «Старосветских помещиков»), но и по части напитков из гоголевских текстов можно почерпнуть немало интересного. Устами Пульхерии Ивановны Товстогуб наверняка говорит не только Гоголь, но и его ответственная матушка: «… водка, настоянная на деревий и шалфей. Если у кого болят лопатки или поясница, то очень помогает. Вот это на золототысячник: если в ушах звенит и по лицу лишаи делаются. А вот эта — перегнанная на персиковые косточки; вот возьмите рюмку, какой прекрасный запах. Если как-нибудь, вставая с кровати, ударится кто об угол шкапа или стола и набежит на лбу гугля (шишка, ушиб), то стоит только одну рюмочку выпить перед обедом — и всё как рукой снимет, в ту же минуту всё пройдет, как будто вовсе не бывало».

«Старосветские помещики». Иллюстрация

Интересовал Гоголя и ландшафный дизайн. Он с воодушевлением занимался планировкой домашнего сада, расчищал аллеи, высаживал в определенном порядке деревья. В марте 1827 года он пишет из Нежина матушке письмо, в котором вспоминает, как он раньше с удовольствием работал в саду: «Весна приближается. Время самое веселое <…>. Это напоминает мне времена детства, мою жаркую страсть к садоводству. Это-то время было обширный круг моего действия. Живо помню, как бывало с лопатою в руке, глубокомысленно раздумываю над изломанною дорожкою… Признаюсь, я бы желал когда-нибудь быть дома в это время. Я и теперь такой же, как и прежде, жаркий охотник к саду».

И о полезных свойствах полевой растительности Гоголь знал очень много. Лев Арнольди вспоминал, с каким воодушевлением писатель рассказывал ему о встречавшихся по дороге растениях, называл их по латыни и так, как именовали их крестьяне, знал свойства, качества растений и на что они употребляются. О серьёзности увлечения можно судить и по тому, что Гоголь был знаком со специальной литературой и мог дать ей оценку как практик: «Терпеть не могу эти новые ботаники, в которых темно и ученым слогом толкуют о вещах самых простых. Я всегда читаю те старинные ботаники и русские, и иностранные, которые теперь уже не в моде, а которые между тем сто раз лучше объясняют вам дело».

Обложка «Мёртвых душ». Эскиз Гоголя

Красота окружающего мира Гоголя восхищала, и он стремился её запечатлеть. Некоторые современники отмечают, что он прекрасно рисовал. В путешествиях во время посещения храмов и соборов обращал внимание на резьбу, роспись и искуснейшим образом зарисовывал впечатлившие его орнаменты. Как тут не вспомнить рукастого кузнеца Вакулу из «Ночи перед Рождеством», который и сундуки прекрасно расписывал, и был способен восхититься умением столичных мастеров, чьими трудами было создано дворцовое великолепие.

Видеть красоту и создавать, умножать её – вот, пожалуй, то умение, которое объединяло все увлечения Гоголя. Любовь к прекрасному сквозит во всём, чего коснулся его талант, его гений, будь то цветы в домашнем саду или строки бессмертных произведений.

 

Автор: Тамара Скок

 

Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Институт Пушкина
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН