Проект «Современный русский» стал участником масштабных международных форумов и явил пример того, как можно успешно применять инновационные технологии в изучении и преподавании языка и литературы.
В дистанционном формате Российский университет дружбы народов провел IV Международную конференцию «Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура». Целью конференции стало выявление и систематизация текущих изменений в области функционирования языков в Интернете, комплексное междисциплинарное рассмотрение наиболее важных и актуальных проблем и процессов в области современной филологии. На конференции, ставшей дискуссионной площадкой, ведущими экспертами в области языкознания, русистики, литературоведения, культурологии, психолингвистики и масс-медиа были обсуждены вопросы, связанные с новыми тенденциями, технологиями и особенностями развития современного русского языка в интернет-пространстве.
Перечень основных обсуждаемых вопросов был таков: инновационные технологии в изучении и преподавании филологии; функционирование русского языка в Интернете; массовая коммуникация в информационном медиапространстве; журналистика в киберпространстве; проблемы информационной и лингвистической безопасности; медиакультура и литература в информационном обществе; психологические аспекты виртуального взаимодействия личности и общества.
Наибольший интерес вызвали следующие пленарные доклады: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИНОСТРАННОЙ (Рафаэль Гусман Тирадо, профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета, Испания); ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СОЗДАНИИ КОМИЧНОГО НА ТЕМУ КОРОНАВИРУСА В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ (Млечко Татьяна Петровна, ректор Славянского университета в Республике Молдова); ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ (Шипелевич Людмила, профессор Варшавского университета, президент Польской ассоциации преподавателей и учителей русского языка); ЛУРКОЯЗ КАК ОБРАЗЕЦ ИНТЕРНЕТ-ЖАРГОНА (Ефремов Валерий Анатольевич (доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург); РУССКИЙ ЯЗЫК В ЦИФРОВОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ (Вартанова Елена Леонидовна (декан факультета журналистики МГУ, д. филол.н., профессор).
Материалы проекта «Современный русский» были представлены на секции «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ». Участники конференции заинтересовались тем, каким образом проект МКР-Медиа осуществляет взаимодействие с разновозрастной аудиторией, какие образовательные площадки использует для коммуникации с пользователями.
Московский городской университет (МГПУ) провёл X Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Современное филологическое образование: проблемы и перспективы», организатором которой стала кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин Института гуманитарных наук.
Конференция объединила исследователей из разных городов России, Казахстана, Польши, Германии. В центре внимания были актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей-словесников для современной школы в условиях перехода на ФГОС ВПО и общего образования, инновации в филологическом образовании, методы и технологии обучения русскому языку и литературе. Отдельное внимание было уделено проблеме современного филологического образования в эпоху цифровизации, а также проблеме развития межкультурной коммуникации в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве в процессе изучения филологических дисциплин.
Особое значение приобрело проведение круглого стола «УЧИТЕЛЬ-СЛОВЕСНИК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ», в рамках работы которого обсуждались вопросы проведения уроков русского языка и литературы в цифровом формате, коммуникации с обучающимися и родителями, рабочее и личное время учителя-словесника, достоинства и недостатки электронных учебников по русскому языку и литературе, способы организации системы домашних заданий при дистанционном обучении. Всё это стало особенно актуально для современного филологического образования, когда приходится в неотложном порядке овладевать цифровой культурой.
Проблема цифровизации образования и перехода на дистанционное обучение была рассмотрена с разных точек зрения – преподавания в школе и в вузе. По словам организаторов, особый интерес вызвало сообщение кандидата филологических наук, директора департамента инновационных лингвистических проектов холдинга «МКР-Медиа» города Омска Тамары Скок о деятельности международного информационно-просветительского проекта «Современный русский». Участники круглого стола смогли посетить портал проекта, ознакомиться с его разнообразным образовательным контентом, предназначенным как для преподавателей, так и для студентов, школьников и их родителей.
Деятельность международного информационно-просветительского проекта «Современный русский», функционирующего в составе холдинга «МКР-Медиа», неизменно вызывает большой интерес у филологического сообщества в силу того, что осуществляется по целому ряду практико-ориентированных направлений, каждое из которых в большей или меньшей степени связано с использованием Интернета и электронных образовательных ресурсов. «Современный русский» - это своеобразный мобильный и пластичный гипертекст, представленный следующими связанными между собой интернет-площадками:
- портал-эксперт www.oshibok-net.ru, признанный лучшим в России интернет-ресурсом по филологии по данным Автоматизированной системы сравнительной оценки;
- аннотированный электронный каталог русских пословиц и поговорок о языке и речи «Образы русского слова»;
- мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск», созданный при грантовой поддержке фонда «Русский мир»;
- подборка справочных сервисов: склонение числительных, склонение фамилий, подбор синонимов и антонимов, разграничение паронимов;
- созданные в содружестве с радио- и тележурналистами медиахолдинга информационно-просветительские материалы: радиопередачи «Нескучный русский» и видеоролики по занимательной этимологии «Откуда слова растут»;
- страница вопросов и ответов службы экстренной лингвистической помощи https://ask.fm/russian;
- страницы проекта в соцсетях «ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники», «Фейсбук»;
- раздел «Вопрос-ответ» на портале проекта, обращения, поступающие на электронную почту lingvist@mkrmedia.ru.
Специфика обучающего интернет-пространства проекта заключается в его полифункциональности: «Современный русский» на своих образовательных площадках информирует о важном, предоставляет сведения с опорой на экспертные оценки, учит, при этом эмоционально воздействуя и развлекая, побуждает к самообразованию в области филологии. Проект социально ориентирован, он оперативно предоставляет достоверную информацию, отличающуюся новизной и объективностью, в том виде, который отвечает ожиданиям пользовательской аудитории. Содержательное разнообразие и доступность интернет-площадок проекта МКР-Медиа «Современный русский» делают его удобным и востребованным комплексом обучающих ресурсов для российской и зарубежной аудитории. Проект организует и модерирует полилог тех, кого интересует русистика, современная филология вообще и филологическое образование в частности.