В конце лета отмечают один за другим три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. С ними в русском языке и культуре связано немало интересного: пословицы, поговорки, традиции, обычаи и народные приметы.
В народе говорят: «Батюшка август крушит, да после тешит». Хоть и устаёт человек от работы в поле, но зато щедро вознаграждается за свои труды. А ещё в пору активного сбора летнего урожая отмечают три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все три Спаса связаны, конечно, со Спасителем и соотносятся с событиями Священного Писания. Кроме того, в русском языке о Спасах сохранилось немало пословиц и поговорок, отражающих быт, традиции и народные приметы.
Медовый Спас приходится на 14 августа, первый день Успенского поста, когда почитаются три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икона Владимирской Божьей Матери. Медовый Спас соотносится со временем сбора и освящения мёда, с одариванием бедных: На первый Спас и нищий медку отведает. Второе название этого Спаса – Мокрый – связано с водосвятием на реках и с последующим купанием в освящённой воде. Считалось, что омовение несёт здоровье, защищает от немощи. В этот день обливали или окропляли домашнюю скотину, а также освящали старые или копали новые источники воды: Пришел первый Спас – святи колодцы.
Второй Спас – Яблочный – отмечают 19 августа, в Преображение Господне. Согласно поговорке, первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят. И действительно, к этому времени поспевают в садах антоновка, грушовка, боровинка… Прихожане несут в церковь румяные плоды для освящения, одаривают бедных, угощают детей. Но не только яблоки несли в церковь в этот день. Этнограф и фольклорист С. В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1899 г.) отмечал, что «вся паперть в приходских церквах бывает заставлена столами, на которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя и проч. Все эти плоды урожая священник благословляет после обедни и читает над ними молитву, за что благодарные прихожане ссыпают ему в особые корзины, так называемые, “начатки”, т. е. понемногу от каждого сорта принесенных плодов». Исследователь отмечает и тот факт, что в некоторых местах, например, в Вельском уезде, в Вологодской губернии, люди не ограничивались подношением священникам или одариванием нескольких нищих, а устраивали настоящие народные гуляния с обильным угощением: «С днём Преображения Господня связывается особый обычай, известный в народе под именем “столованья”. На площади, перед церковью, ставят длинный ряд столов, покрывают их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки принимают на себя обязанность наполнить эти столы всевозможной снедью, которая и поедается прихожанами после обедни и крестного хода».
У И. Шмелева в «Лете Господнем» это время запечатлено через призму умиротворения и любования природой: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени… Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась… Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость-крепость — со всеми запахами согревшегося сада… Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях».
С этим днём вязано несколько народных примет. Считалось, что, если Яблочный Спас выдастся сухим, осень будет холодной, суровой, а если дождливым, то и осенью жди слякоти да сырости. Ясный день на Яблочный Спас сулил зиму с трескучими морозами, а ещё примечали: Каков второй Спас – таков и Покров; Каков день второй Спас – таков и январь. Похолодание, особенно по ночам, замирающий ветер, сонное состояние природы – это всё подтверждает наблюдение, что со Спаса Преображенья погода преображается, меняется её характер в преддверии скорой смены времен года. Со второго Спаса засевай озимь – ещё одна подсказка для земледельцев и напоминание о приближающихся холодах.
29 августа отмечают Ореховый Спас, он же Хлебный, или Спас на холстах. Этот день в христианской традиции связан со Спасом Нерукотворным, ставшим по сути первой иконой. «Третий Спас хлеба припас», - говорили в народе и в этот торжественный день пекли караваи уже из свежемолотого зерна нового урожая. К этому времени поля уже опустели (жатва заканчивалась к Успению Пресвятой Богородицы, к 28 августа), зато в лесу еще было чем поживиться, самое время собирать орехи. В средней полосе России – лещину, а в южных регионах – грецкий орех.
И на праздничном столе ядра орехов были соседями свежему хлебу, и для детишек лакомством, да и в девичьей светелке вкусной забавой: орехи - девичьи потехи. Одна из таких забав – гадание на орехах. Каким окажется первый орех, таким будет и следующий год: вкусный и сладкий орешек сулил большую любовь, недозрелый обещал важную весть или перемену, гнилой – беду, а горький – тревожные события. А еще считалось, что с помощью орехов можно от человека отвести порчу. Для этого нужно съесть первый орешек самому, а второй отдать первому встречному.
Интересный факт: в народе подметили, что в один год не бывает богатого урожая и хлеба, и орехов. Как правило, обилие орехов в лесу указывало на то, что следующий год будет хлебным: Много орехов на Спас – через год запасешь хлеба про запас. А еще третий Спас был временем продажи сотканного ранее домашнего полотна. От него старались избавиться, ведь впереди осень и зима – время создания новой партии домотканой материи. Оттого в одной поговорке нашли отражение и хлебная, и полотняная темы: Третий Спас на полотне, а хлебушек на гумне.
Успение и Ореховый Спас – время прощания с улетающими в тёплые края ласточками и журавлями, грустная осенняя пора всё ближе: Успение пришло – солнце на осень пошло. Но в то же время третий Спас был началом периода активного сватовства, и девушки на выданье пребывали в радостном оживлении и трепете: а вдруг не просватают, тогда всю зиму в девках просидишь. Подступающее бабье лето молодые люди старались использовать для завязывания романтических отношений, а природа была их союзником. Не зря классик подметил:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Автор: Тамара Скок. Изображения: freepik.com