О том, как использовать современные технологии в работе преподавателя, рассказывает Мария Илюшкина, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках Уральского федерального университета.
Изображение: freepik.com
Представить себе современного студента без какого-либо из мобильных устройств практически невозможно. Массовость использования и относительная доступность делают их отличным техническим инструментом для организации и обеспечения образовательного процесса. Стремительное распространение мобильного интернета и девайсов привнесло в нашу жизнь огромные возможности.
В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом. Mobile Learning, или mLearning — это новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий. Развивающийся образовательный тренд Mobile Learning («мобильное обучение») имеет все шансы стать образовательным мейнстримом. Выделяют пять основных направлений, где может быть широко использовано mLearning: самообразование, школьное, вузовское, дистанционное и корпоративное обучение.
Изображение: elearningindustry.com
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» еще в 1994 году. Огромная популярность штрихкодов в Японии привела к тому, что объем информации, зашифрованной в нем, вскоре перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми современными способами кодирования небольших объемов информации в графической картинке. Уже в начале 2000 года QR-коды получили столь широкое распространение в Японии, что их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, там подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. QR-коды активно используются музеями, а также в туризме. QR-коды можно размещать на туристических объектах. Это позволяет индивидуальному туристу легко ориентироваться в городе, даже не зная языка, так как QR-коды установлены на нескольких языках.
Следует отметить преимущества использования QR-кодов в работе преподавателей. В отличие от старого штрихкода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется сенсором или камерой смартфона как двумерное изображение. По сравнению с другими штрихкодами QR-код имеет несколько преимуществ: он может содержать большой объем цифровой и текстовой информации на любом языке, имеет высокую скорость распознавания, может считываться в любом направлении. QR-код можно считать камерой на телефоне, компьютере, IPade или любым планшетным устройством.
QR-коды визуально представлены в виде черно-белых квадратов. QR-код — это интрига, работающая на мотивацию; это возможность спрятать компактно массивную информацию и быстро ее при необходимости извлечь. С ростом числа владельцев смартфонов и планшетных ПК QR-технологии становятся все более популярными и доступными. Студенты охотно применяют технические новинки как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.
Первый урок с использованием QR-кодов начинается с показа работы над данной технологией. Первый шаг — овладение навыками кодирования информации. Существуют многочисленные онлайн-инструменты для генерирования QR codes, которыми вы можете воспользоваться на уроке, например, qrstuff.com, QR Droid. Можно закодировать самую разную информацию, например, небольшой отрывок текста, адрес веб-сайта, номер телефона или адрес электронной почты.
Следующий шаг, необходимый для работы с данной технологией, — ознакомление с раскодированием информации. Для этого используются многочисленные приложения для смартфонов и IPadов, например, QR Reader, QR Scanner, NeoReader, iMatrix, BeeTag, QR Droid и другие. Большинство считывателей QR-кода можно установить бесплатно. Чтобы успешно использовать данную технологию в аудитории, необходимо иметь хороший wi-fi и устройства, которые могут подключаться к Сети.
Существуют многочисленные способы использования QR-кодов в образовательном процессе: от проведения игр до создания резюме. Самый простой способ — распечатывание и размещение QR-кодов на информационных листках или плакатах для получения дополнительной информации о планируемых мероприятиях, конкурсах, образовательных сайтах и так далее.
Поскольку механизм работы с QR-кодами достаточно прост, эту мобильную технологию можно использовать для удобства осуществления образовательного процесса: добавлять QR-коды с линками на источники в презентации, книги и учебники, наносить QR-коды на реальные объекты в аудиториях (например, на постеры, доску).
Мобильные технологии отвязывают образование от конкретного учреждения и места: с лекциями, экскурсиями и семинарами можно выезжать туда, где есть бесплатный городской Wi-Fi. QR-коды позволяют в процессе «полевых» занятий давать студентам ссылки на мультимедийные источники: зашифровывать в QR-коды видеоролики, аудио, ссылки на сайты, задания и картинки. Достаточно показать группе очередной код, чтобы его быстро просканировали и, например, посмотрели YouTube-ролик, который удачно дополнит данный отрезок лекции. Во-первых, это делает образование современным и технологичным, что нравится людям чисто психологически. А во-вторых, само качество лекций резко возрастает: объемнее воспринимается и лучше запоминается информация, приходящая к человеку одновременно через разные каналы: визуальный, аудиальный, тактильный. QR-коды в образовании позволяют задействовать максимум каналов. При этом речь идет уже фактически о дополненной реальности (Augmented Reality).
Для преподавателей может оказаться интересным применение QR-кодов для игрового обучения иностранным языкам. Смысл в том, что преподаватель зашифровывает вопросы в QR-коды, а ученики отвечают на них и оставляют свои ответы на полосках бумаги рядом с распечатанными и прикрепленными к доске / стене QR-кодами. Идеолог Emoderation Skills Ники Хокли отмечает, что QR-коды в обучении языкам оказались полезнее не столько с технической стороны процесса, сколько с точки зрения психологии обучения: сами ученики ее групп признаются, что считывание вопросов с помощью QR-кодов больше мотивирует, заставляет концентрироваться и помогает запоминанию материала.
При помощи QR-кодов можно организовать экскурсию по вузу. У каждого кабинета нужно разместить распечатанный QR-код со ссылкой на видео, аудио или целый фотоальбом. Многие музеи уже давно используют этот прием, тем самым расширяя экспозицию не только пояснениями, но и дополнительными материалами вроде мини-фильма или даже игры по мотивам выставки.
Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня методической и научно-исследовательской работы.
ЛИТЕРАТУРА
- Кручинина Г. А. Возможности программ Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher в работе преподавателя вуза.
- Кручинина Г. А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения.
- Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// users.kaluga.ru/ school6/ school /polat.htm.
- Emoderation Skills [Electronic resource]. — Mode of access: www.emoderationskills.com.
По материалам статьи М. Илюшкиной «Информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранных языков»