Первая половина учебного года подходит к концу, и во многих родительских чатах объявляют сбор средств, чтобы «докупить канцелярию» в детсадовскую группу или школьный класс. Смысл словосочетания вполне понятен, но правомерно ли его употребление?
Сразу же скажем, что к глаголу докупить («купить в дополнение к ранее купленному; прикупить») претензий нет, поскольку его употребление нормам не противоречит. Слово фиксируется словарями без особых стилистических помет, встречается в обиходной устной, деловой письменной речи, публицистике и художественных текстах: «Пугачев не раз приходил в Котловку, чтоб повидаться с Катериной да холстов с дёгтем докупить» (В. Шишков).
Обратимся к слову канцелярия. Согласно этимологическому словарю Н. М. Шанского, существительное было заимствовано в начале XVII в. из польского, где kancelaria – «отдел делопроизводства». Первоисточником является латинский язык, в котором cancellaria («отгороженное помещение для писцов») – это производное от cancelli – «загородка, решетка», «шкаф». По словам Л. В. Успенского, существительным cancelli назывался также помост, на котором стояли чиновники («решёточники») и с которого оглашались приговоры суда. Со временем словом cancellaria стали обозначать не только помещения, где эти чиновники работали, но и самих сотрудников, служащих ведомства: Во время обеда вся канцелярия дружно обсуждала отставку градоначальника.
За четыреста лет семантика сущ. канцелярия не претерпела особых изменений: в прямом значении слово обозначает «отдел, сектор в фирме, компании, учреждении, занимающийся делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации».
«Канцелярия министра внутренних дел относилась к канцелярии вятского губернатора, как сапоги вычищенные относятся к невычищенным; та же кожа, те же подошвы, но одни в грязи, а другие под лаком» (А. Герцен); «В действительности Ленфильм напоминал гигантскую канцелярию. По коридорам циркулировали малопривлекательные женщины с бумагами» (С. Довлатов); «Надеюсь, небесная канцелярия выльет всю лишнюю воду к Вашему приезду, и тогда будет хорошая погода» (В. Ерофеев).
Почему же в последнее время появилась тенденция подразумевать под сущ. канцелярия различные письменные принадлежности? Ведь то и дело можно услышать что-то типа «Люблю покупать новую канцелярию», «В классе не хватает канцелярии». Более того, появилось и разговорно-сниженное сущ. канцелярка. При этом имеется в виду довольно широкий набор разных предметов для письма, рисования, черчения: тетради, блокноты, ручки, карандаши, резинки, точилки, папки для бумаг и пр. Всё перечисленное выше объединяется сочетанием канцелярские товары. Но, как известно, закон речевой экономии проявляется в замене «тяжеловесных» сочетаний одним словом. Так, в свое время вместо открытого письма появилась открытка, электрический поезд стали называть электричкой. И хотя формально употреблять вместо сочетания канцелярские товары слово канцелярия неправильно, следует учесть и тот факт, что еще в толковом словаре Д. Н. Ушакова у этого сущ. было указано переносное значение с пометой «разговорно-шутливое»: «чьи-нибудь деловые бумаги, документы, записки. Я перенес всю канцелярию на другой стол и уселся продолжать письмо». В этом контексте слово отчасти сближается по смыслу с выражением «письменные принадлежности».
Однако, если следовать нормам современного литературного языка, то употреблять слова канцелярия и канцелярка вместо словосочетания канцелярские товары (сокр. канцтовары) все же не следует.