Школьные сочинения бывают разных жанров: описания, повествования, рассуждения… Как научиться их создавать, чтобы быть убедительным, подбирать правильные аргументы, выстраивать яркие образные ряды и делать свой рассказ динамичным? Вам помогут наши рекомендации.
Изображение: istockphoto.com. Автор: slexp880
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности...
Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
- Сочинение-описание картины
- Сочинение-описание помещения (интерьера)
- Сочинение-описание природы
- Сочинение-описание местности
- Сочинение-описание внешности человека
- Сочинение-описание животного
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
О схеме сочинения-рассуждения, о том, как подбирать аргументы и какую лексику лучше использовать, вы узнаете здесь.
СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве.
Читайте, как строить рассказ и работать над повествованием.
В разделе также представлены материалы для работы над итоговым сочинением и изложением. Надеемся, они будут полезны школьникам и их неравнодушным родителям при создании творческих работ на русском языке как родном и как иностранном.
Публикуем один из отзывов.
Добрый день!
Меня зовут Мирабелла.
Моему сыну в школе поручили задание составить описание картины. Нам показалось это непростым делом. Но что-то новое я хочу сделать как можно лучше. И всегда вспоминаю такое библейское высказывание: „Каждый раз находя для себя работу, делай её как можно лучше; ведь от всякого труда есть польза“. Долго „ломали“ голову что же придумать в описании. Зашли на страничку вашего сайта. И знаете, это то, что нам нужно было. Ваша схема помогла придумать красивое описание. Нам очень понравилось, думаю, и учитель тоже оценит :-)
Поэтому хочу сказать вам спасибо за вашу информацию!
Хорошего настроения!
Мирабелла Каренович.