У каждого поколения своя система координат, в которой важными являются общие ценности, жизненные предпочтения и, конечно, язык. Обратим внимание на особенности речи нескольких последних поколений.
Изображение: gd.ru
Конечно, деление на поколения X-Y-Z весьма условно, но тем не менее позволяет выявить какие-то общие черты в образе жизни и манере общения людей, родившихся примерно в одно время. Разделительной чертой между ними стало наличие информационных технологий, точнее, Интернета. Так, поколение Х называют доинтернетным, люди Y (миллениалы) стали поколением, активно оcваивающим всемирную паутину, а дети Z (зумеры) родились уже в новой реальности, и для них жизни без Интернета не существует. Буквенное обозначение поколений используется в демографии, социологии, маркетинге, рекламе, публицистике.
X-Y-Z – это почти как отцы, дети и внуки, а потому понятны расхождения в их ценностях, жизненных ориентирах и речи. Когда «иксы», родившиеся в 60–70-х, были молоды, в нашей стране был общественно-политический строй, одними названный позже застоем, другими – периодом стабильности. Молодежь на 99% состояла в общественных организациях: пионерии, комсомоле, партии (тогда была только КПСС). Нравственность блюли всем обществом, поэтому тем, кто вёл себя неподобающе, на собрании коллектива могли устроить пропесочку, в зависимости от тяжести вины ставили на вид, брали на поруки или выносили общественное порицание. За аморалку могли и исключить из рядов организации. Важно было быть активистом, общественником, но при этом палку не перегибать, поскольку слишком идейных тоже не жаловали. В качестве информационного пространства использовали фасады зданий, стены домов, внутреннее пространство помещений, где размещали пропагандистские призывы и лозунги. Например, рьяное «Пьянству – бой!» можно было увидеть на стене в заводской столовой, а выпивох в народе презрительно именовали калдырями, бухариками или алконавтами.
Блат, дефицит, фарца – тоже маркеры того времени, когда молодежь стремилась хорошо одеваться и не покупала, а доставала, отрывала себе клёвые шмотки втридорога с рук у спекулянтов и перекупщиков, фарцовщиков. Кстати, эту группу стихийных торговцев позже стали именовать челноками за их снование с баулами из пункта А в пункт Б и обратно, потом они перешли в статус ипэшников (от ИП – индивидуальный предприниматель). Развлечений и способов их получения в молодёжной среде было не так много: собирались, в основном, на квартирах, слушали магнитофоны - мафо́ны, смотрели видик. Танцы именовали дискотекой, дискачом, танцплощадку – булкотрясом, а драку – ма́хачем…
Миллениалы, или поколение «игрек», поколение «некст», они же сетевое поколение, миллениты, эхо-бумеры, — это те, кто вошёл в новое тысячелетие в юном возрасте и занялся активным освоением и развитием цифровых технологий. Понятно, почему в их речи полно примеров рунглиша, когда на английскую основу нанизываются русские морфемы. Миллениалов не связывают путы идеологии, не страшит отсутствие полного высшего образования или постоянной работы – ключевых ценностей родителей. Отсюда, наверное, безжалостный эйджизм по отношению к «иксам». Свобода выбора – их жизненная доминанта, шеринг – основа их экономики: важно иметь доступ к благам, но не обязательно ими владеть. Отдыхать для них – это чиллиться в приятной компании, фриланс является тем комфортным видом занятости, который обеспечивает независимость, пусть иногда и в ущерб высокому заработку, а мощным раздражителем для «игреков» является ненавистный дедлайн.
Пожалуй, одним из предпочтений поколения является наличие так называемого вайба – атмосферы, энергетики, вибраций, которые можно ощущать, слушая музыку, общаясь, принимая участие в каких-то культурных или общественных мероприятиях. Видимо, когда-то им не хватило времени, чтобы вдоволь наиграться, поэтому они предпочитают устраивать для своих малолетних детей движуху с кучей распаковок и целой командой аниматоров (во времена «иксов» – массовиков-затейников), а также сами с удовольствием принимают участие в детских праздниках.
Поколение Z – это первое по-настоящему цифровое поколение. Зумеры, родившиеся во второй половине девяностых – начале двухтысячных, считают гаджеты чем-то вроде продолжения собственной руки. Цифровые сервисы и технологии – неотъемлемая часть их обычной жизни. Лол, кек, краш, трэш, рофл, ор, азаза, хайп, зашквар – это всё они в язык притащили. Эти обыватели соцсетей живут в очень стремительном и мутном информационном потоке и с утра до ночи сёрфят по волнам Интернета в поисках смысла. В общении они стремятся к краткости: здороваясь, пишут ДД, ДВ вместо добрый день или добрый вечер, вместо спасибо говорят спс, а взамен пожалуйста – плз. Поч – почему, фейк – подделка, топ – актуальный, модный, а выражение прям топчик – высшая похвала из их уст.
Так что задача перед «иксами» и «игреками» стоит непростая: им надо не только понимать зумеров, но и расширять их словарный запас, подтягивать уровень владения русским языком с базового до статуса хотя бы уверенного пользователя. Вот такая жиза.
Автор: Тамара Скок