Московский международный салон образования проводит масштабную онлайн-конференцию «ММСО. Пушкин». 15 и 16 октября учителя-словесники смогут принять участие в обсуждении насущных вопросов современного филологического образования.
ММСО – это коммуникационная платформа, связывающая образовательное и экспертное сообщество, государственные институты и бизнес. В условиях новой реальности ММСО впервые заходит на территорию школьных предметных областей и собирает на онлайн-конференцию учителей русского языка и литературы, методистов, управленцев, писателей, преподавателей высшей школы, руководителей учреждений дополнительного образования, ИТ-специалистов... Программа форума весьма насыщенна и разнообразна. Представим её для удобства в виде таблицы:
Когда? | Что? | О чём? | Кто говорит? |
15.10.2020 10:30-11:00 |
Презентация Учитель-словесник в 2020 году |
Что сегодня волнует учителя-словесника? Какие проблемные зоны и точки роста существуют в развитии школьного преподавания русского языка и литературы? Где пространство совпадения интересов и запросов разных участников образовательного процесса? Как изменилось профессиональное поле и отношения в 2020 году? |
Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ. |
15.10.2020 11:00-12:00 |
Панельная дискуссия/круглый стол Лаборатория инструментов учителя-словесника. Литературоведение |
Учителя-практики берут для анализа традиционный для преподавания текст и применяют к нему палитру современных инструментов анализа. Ответы на вопросы: — как построить базовый учебный диалог на уроке литературы (анализ одного произведения) в условиях смешанного обучения? — какие ресурсы и инструменты сработают? — какие стратегии «смешанного обучения» выбрать учителю? — как можно «раскрутить» инструментами и методическими ходами тривиальный и «стёршийся» в методическом плане текст? Поговорим о том, как и зачем на уроках литературы создавать инсталляции, снимать и выкладывать фотографии, записывать аудио. |
Диана Минец, учитель русского языка и литературы в Женской гуманитарной гимназии. Александр Моисеев, учитель русского языка и литературы в лицее № 180. Сергей Федоров, заведующий кафедрой филологического образования в СПб АППО. |
15.10.2020 12:00-13:00 |
Платформа «Сберкласс»: опыт создания и рефлексия первого месяца работы. Литература |
Можно будет подвести предварительные итоги работы платформы «Сберкласс»: в рамках персонализированной модели образования отучится за месяц около 2600 школ России. Вопросы: — какой опыт работы над контентом по литературе важно зафиксировать? — какие достижения и промахи в работе учителя с инструментами нового поколения важно отрефлексировать? — в чём специфика упаковки школьной литературы в платформенные решения? |
Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ. Ольга Цветкова, учитель русского языка и литературы в гимназии «Гармония». |
15.10.2020 13:00-14:00 |
Профессиональное развитие учителя-словесника. Часть 1: как сформулировать запрос на саморазвитие? |
Как учителю посмотреть на свою профессиональную биографию как на незавершенный проект? Где увидеть точки роста, ресурсные зоны? Где насыщаться энергией? Как формулировать запрос к профессиональному полю? |
Анастасия Серазетдинова, директор лицея им. С.Н. Нюберг. Татьяна Ковалева, Президент Межрегиональной тьюторской организации. Ирина Добрынина, учитель русского языка и литературы гимназии № 6. |
15.10.2020 14:00-15:00 |
Профессиональное развитие учителя-словесника. Часть 2: Как проектировать программы для учителей? |
Где и как развиваться учителю-словеснику? Как находить ресурсы, проекты и платформы для профессионального самосовершенствования? Где помогут формальные, а где – неформальные институты повышения квалификации? Как учителю управлять процессом своего развития? |
Евгения Абелюк, учитель литературы лицея № 1525, доцент НИУ ВШЭ, руководитель программы «Современная филология в преподавании литературы в школе». Елена Бузина, научный руководитель Центра инновационного дополнительного образования «Умная методика». Сергей Лавлинский, профессор каф. теоретической и исторической поэтики РГГУ. |
15.10.2020 15:00-16:00 |
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Часть 1: Национальный корпус русского языка |
Национальный корпус русского языка (https://ruscorpora.ru/) — информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. — чем Нацкорпус может помочь школьному учителю? — какие новые способы анализа и учебные действия появляются в методике с такими инструментами? — как сделать научный мегапроект работающим учебным инструментом? Практически применим Нацкорпус для анализа текста. |
Александр Матюшкин, доцент каф. литературы Петрозаводского гос. университета Светлана Шаповал, внештатный сотрудник каф. исследований и проектов лицея ВШЭ. |
15.10.2020 16:00-17:00 |
Русский язык и литература: инструменты для учителя и ученика | ||
15.10.2020 17:00-18:00 |
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...». Часть 2: Арзамас |
Куда пойти, готовясь к уроку: знакомим учителей словесности с панорамой цифровых ресурсов. Как можно выстроить разговор о литературе и культуре с помощью ресурсов сайта “Арзамас”? Как медиа помогают актуализировать текст для школьников? Как сделать проект, ориентированный на детей и их запросы? Об этом поговорим с создателями “Арзамаса” в режиме открытой редакции: вместе проектируем яркое онлайн-решение “школьной” темы. |
Филипп Дзядко, основатель проекта «Арзамас». Ася Терехова, руководитель детских проектов «Арзамаса». |
15.10.2020 18:00-19:30 |
«Достаём двойные листочки»: ТОТАЛЬНО проверяем себя |
Ответим на вопросы: — как сделать стремление к грамотности модным у подростков? — методические кейсы «ТД», которые можно использовать завтра. Напишем нешуточный (по сложности) и чуть-чуть шуточный (по содержанию) тест на грамотность, проверим себя и разберем действительно сложные случаи русской грамматики. |
Владимир Пахомов, научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, главный редактор Gramota.ru. Екатерина Тупицына, операционный директор проекта «Тотальный диктант». |
16.10.2020 10:00-11:00 |
Трансмедиа и преподавание литературы в школе в цифровую эпоху |
Что такое эпоха трансмедийности, в которую вступил мир? Как она меняет традиционные формы трансляции культуры? Как связан литературный текст с проблемой медиа (от Пушкина до наших дней)? И самое главное – что с этим всем делать учителю литературы сейчас, как отвечать на вызовы? Лекция-манифест литературного образования в эпоху трансмедийности от писателя, журналиста и профессора НИУ ВШЭ А.Н. Архангельского. |
Александр Архангельский, литературный критик, публицист, писатель, профессор ВШЭ. |
16.10.2020 11:00-12:00 |
Лаборатория инструментов учителя-словесника. Лингвистика | Как можно на уроке русского языка не только вставлять пропущенные буквы, но и исследовать язык? Какие цифровые инструменты научного лингвистического анализа применимы в работе со школьниками? |
Анна Выборнова, учитель русского языка в школе «Летово». Ирина Геро, ведущий методист АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Мария Картышева, учитель русского языка, младший научный сотрудник ИРЯ РАН, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд». Александр Пиперски, доцент НИУ ВШЭ и РГГУ. |
16.10.2020 12:00-13:00 |
Платформа «Сберкласс»: опыт создания и рефлексия первого месяца работы. Русский язык | К концу сентября можно будет подвести предварительные итоги работы платформы Сберкласс: в рамках персонализированной модели образования отучится месяц около 2600 школ России. Какой опыт работы над контентом по русскому языку важно зафиксировать? Каким выглядит предмет в платформенном решении нового поколения? Какие достижения и промахи в работе учителя с инструментом нового поколения отрефлексировать? |
Татьяна Антонюк, учитель русского языка и литературы. Артем Левчук, руководитель направления дивизиона «Цифровые платформы образования». Римма Раппопорт, учитель русского языка и литературы гимназии № 92 и ФМЛ № 239, главный редактор по русскому языку платформы «Сберкласс». |
16.10.2020 13:00-14:00 |
КТП в цифровой педагогике? |
“А планирование никто не отменял”. Вопросы: — действительно ли не отменял? — как соотнести нелинейную открытую среду цифрового образования и поурочный план? — если отказываться от планирования, то чем его заменять или как его модифицировать? — как выстроить экологичное взаимодействие учителя, ученика и родителя с цифровой средой? |
Григорий Водопьян, заместитель директора в Школе информационных технологий № 550. Игорь Реморенко, ректор МГПУ. Антон Скулачев, учитель литературы, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ. |
16.10.2020 14:00-15:00 |
Что хотел сказать автор? |
Встреча с поэтом Константином Арбениным. Авторское чтение фрагментов поэмы «Пушкин мой» сопровождается школьным методико-литературным анализом текста. Эксперимент решает задачи: встреча с ярким человеком; возможность включения в методическое поле автора текста как нового субъекта (к вопросу «Что хотел сказать автор?»); представление набора педагогических подходов по анализу текста; организация урока повторения по творчеству Пушкина. |
Константин Арбенин, поэт, прозаик, музыкант, солист групп «Зимовье Зверей», «Сердолик». Юлия Петрухина, учитель русского языка и литературы. Римма Храмцова, учитель русского языка и литературы. |
16.10.2020 15:00-16:00 |
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...». Часть 3: «Война и мир» |
Весна 2020 года — вызов и шанс для школьной педагогики. Как учителю-словеснику отвечать на вызов и как воспользоваться шансом? «Цифровая педагогика» — не только и не столько цифровые платформы и дистант, сколько базовые принципы и конкретные приёмы. Как их применять на уроке русского языка и литературы, чтобы в центре обучения оказался ученик, его интересы и потребности? |
Юрий Сапрыкин, руководитель проекта «Полка». Фёкла Толстая, заместитель директора по развитию в Гос. музее Л.Н. Толстого, журналист. |
16.10.2020 16:00-17:00 |
Цифровая педагогика для учителя-словесника |
Весна 2020 года — вызов и шанс для школьной педагогики. Как учителю-словеснику отвечать на вызов и как воспользоваться шансом? «Цифровая педагогика» — не только и не столько цифровые платформы и дистант, сколько базовые принципы и конкретные приёмы. Как их применять на уроке русского языка и литературы, чтобы в центре обучения оказался ученик, его интересы и потребности? |
Анастасия Азбель, доцент института педагогики СПбГУ Татьяна Галактионова, профессор кафедры педагогики. Вадим Пугач, доцент кафедры педагогики. |
16.10.2020 17:00-18:00 |
Творческое письмо (Creative Writing) в школьном образовании |
Творческое письмо – новая или хорошо забытая старая технология школьного литературного образования? Как работать с творческими текстами школьников? Какой опыт школ писательского мастерства применим на уроках? Каковы перспективы «креативного поворота» школьной литературы? Какие конкретные приемы может использовать учитель на уроках? |
Нина Дашевская, писатель, преподаватель в CWS. Алексей Олейников, писатель, учитель лицея “Ковчег-XXI”. Татьяна Смирнова, автор учебников по литературе, директор школы “Образ”. |
16.10.2020 18:00-19:00 |
«День единого текста»: технология смыслового чтения |
Как мотивировать учащихся на изучение русского языка, литературы и других предметов? Как объединить учителей-предметников в работе над текстом? Как организовать учителей-предметников на достижение метапредметных результатов? Как сделать далекое близким: от предметных результатов к метапредметным? |
Наталья Киселева, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИРО, г. Ярославль. Светлана Мансурова, доцент, ведущий эксперт ЦРГОП и ИТ.
|
16.10.2020 19:00-20:00 |
Международный опыт преподавания словесности |
Вопросы: — что самая литературоцентричная страна может заимствовать у зарубежного опыта преподавания литературы? — каковы возможные трансграничные проекты? — как международный опыт поможет нам понять, зачем нужна литература в школе? |
Полина Гельфрейх, руководитель Ассоциации “Русский дом – Италия”.
|
16.10.2020 20:00-21:00 |
Открытые вопросы | Ответы на вопросы от учителей, методистов, управленцев и родителей, собранные в течение сессии. | Сергей Волков, руководитель кафедры словесности, «Новая школа». |
По материалам сайта ММСО, где можно записаться на участие в форуме.