«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Аудио/курсы слитно или через дефис?

Оббивать пороги или обивать пороги?

По результатам испытательного срока(,) было принято решение о заключении трудового договора. Нужна ли запятая в скобках?

  1. Главная
  2. Вопросы
  3. Морфология

Морфология Задать

  • 02.05.2023
    Добрый день! Простите за глупый вопрос, но что-то я в нем совсем увязла.Утро - сущ. Проснуться утром - наречие. Проснуться ранним утром. Слово "ранним" - какая здесь это часть речи? Ведь оно уже не определяет признак предмета, а является признаком признака. Не понятно, способно ли оно изменяться, видимо, нет, раз оно относится к наречию. При этом слово "ранним" отвечает на падежный вопрос прилагательного: утром (каким?) ранним. Истинный наречный вопрос невозможно задать, во всяком случае, сама я не придумала. Синтаксическая роль также не ясна и, думаю, будет зависеть от ответа на вопрос: какая это все-таки часть речи? Или, возможно, "утром" благодаря зависимому слову возвращается в ряды существительных, а значит, и это "ранним" тоже спасено и остается прилагательным? Спасибо!

    Здравствуйте! Слово "утром" может быть как наречием, так и существительным. Определить точно частеречную принадлежность помогает контекст, выявляющий грамматические признаки.  В предложении "Проснуться ранним утром" слово "утром" - это обстоятельство, выраженное сущ., а зависимое от него "ранним" - определение, выраженное прил.  

  • 25.01.2023
    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой частью речи является слово "один" в предложениях: "Он гулял совсем один", "Маша жила совсем одна". У Ожегова в словаре написано, что в данных случаях это прилагательное, мне кажется, что, скорее, наречие (он гулял (как?) один). Вас не затруднит подробно объяснить, какой частью речи следует считать это слова в предложениях приведенного типа? А какова их синтаксическая функция (часть сказуемого, обстоятельство)?

    Здравствуйте! Слова «один/одна» в зависимости от контекста могут быть разными частями речи (числ., местоим., сущ., прил., част.). В приведенных Вами примерах это прилагательное, имеющее значение "без других, в одиночестве, одинокий". Входит в состав сказуемого, т.к. без него глагол в предложении обладает смысловой неполнотой.

  • 26.11.2020
    Здравствуйте, помогите пожалуйста, спасибо! Распределите существительные по группам, исходя из формы вин. падежа: А. одушевленные Б. неодушевленные 1. Кукла; 2. идол; 3. истукан; 4. валет; 5. болван; 6. вирус; 7. кумир; 8. бактерия; 9. гений; 10. персонаж; 11. покойник; 12. мертвец; 13. труп.

    Здравствуйте! Категория одушевленности/неодушевленности: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204103 

  • 11.11.2020
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, слова "на юг", "на восток" и т. п. могут быть наречием и в каких случаях? В таких предложения, как "я собираюсь ехать на юг" и "иди на юг от дома" слова "на юг" - предлог с именем существительным? Или, например, заголовок "На восток от Эдема": в этом заголовке слова "на восток" - предлог с именем существительным (или вдруг наречие)? Как разграничить части речи в данном случае?

    Здравствуйте! Пожалуйста, изучите как следует раздел "Наречие". Без знания и понимания (!) темы в этом вопросе не обойтись.

  • 04.03.2020
    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, является ли -ева- суффиксом в слове "танцевать"? Или в этом слове другой(-ие) суффикс(-ы)?

    "Словобразовательный словарь русского языка" А.Н. Тихонова фиксирует в этом слове суффикс -ева-.

  • 17.03.2019
    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, где корень в слове *выпуклость*?

    Здравствуйте! Корень -выпукл-, суффикс -ость, окончание нулевое.

  • 15.11.2018
    Нужно назвать, как выражены указанные грамматические значения и способ их выражения: "В школе"- предмет, жен. р., ед. ч., предл. падеж; "она"- личное местоимение, обозначающее лицо женского пола, жен. р., ед. ч., им. падеж; "собирал (налоги)" - муж. р., ед. ч., прош. вр., несоверш. вид.

    Основным средством выражения грамматического значения у существительных является флексия. Так, окончание -е словоформы "в школе" является показателем того, что перед нами существительное ж. рода, ед. ч. Кроме того, в качестве показателя предложного падежа, помимо флексии -е, выступает предлог "в". Способ выражения грамматического значения - смешанный. 
    Подробнее о средствах и способах выражения грамматического значения Вы можете прочитать здесь: 
    http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-051.htm
    https://studopedia.org/6-67160.html
     

  • 01.02.2017
    Добрый день! в сочетании слов "была ясна медленная поступь" какой частью речи является слово "ясна"????

    Здравствуйте! Краткое прилагательное.

  • 28.12.2016
    Чем является конечная Е в слове "выше?

    Это суффикс.

  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • День словаря