Словообразование Задать
-
Здравствуйте! Как можно обосновать, что слово выброшенный образовано от глагола бросить, а не бросать? Понятно, что от бросать мы можем образовать только бросаемый, но есть именно какое-то правило, а не логическое объяснение?
Здравствуйте! Страдательное причастие прошедшего времени "выброшенный" образовано от основы неопределенной формы переходного глагола совершенного вида "выбросить". Дальнейшая словообразовательная цепочка: выбросить <-- бросить.
-
Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, каким способом образовано прилагательное "бесчувственный"? Ребенок написал, что приставочно-суффиксальным (приставка бес- и суффикс -енн-, начальное слово - чувство), но учитель сказал, что суффиксальным (только с помощью приставки бес- к прилагательному "чувственный"). Учитель точно прав?
Здравствуйте! Школьник сделал правильный разбор. Прилагательное "бесчувственный" образовано приставочно-суффиксальным способом от существительного "чувство". Логика рассуждения такая: бесчувственный - это тот, кто не испытывает, не имеет, лишен чувств, не может или не желает чувствовать. Не всегда нужно идти по линии наименьшего сопротивления и искать слово, в котором уже представлено наибольшее количество морфем (учитель ваш, к сожалению, поступил именно так). Такой формальный подход чреват погрешностями. У прилагательного "чувственный" иное лексическое значение: 1. Воспринимаемый органами чувств (видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус), относящийся к такому восприятию. Чувственное восприятие. 2. Плотский, эротический. Чувственный взгляд. Ясно, что приставка бес- в данном случае вовсе не равно анти-, а слово бесчувственный не означает "лишенный чувственности".
-
Вопрос очень простой, но вызывает сомнения. Название ягоды "ежевика" происходит от схожести ее с ежом. Но при этом корень данного слова -ежевик-. Название другой ягоды, земляники, обусловливается тем, что при созревании она лежит на земле. В разных редакциях словаря Тихонова в слове "земляничный" выделяются разные корни: -земл- и -землян-. Где, по-вашему, истина? И если корень -земл-, то почему в слове ежевика не -еж-?
Сходство ежевики с ежом, конечно же, весьма далекое. В этом слове произошло так называемое сращение и перераспределение морфем, что привело к изменению корневой морфемы по сравнению с гипотетической исходной. В слове "земляника" возможность разного членения на морфемы обусловлена значительно бОльшей самостоятельностью и представленностью в языке суффикса -ян- по сравнению с гипотетическим суффиксом -евик-, если бы он выделялся в слове "ежевика".
-
Здравствуйте, обучаюсь на кафедре русского языка в Университете города Берлин. Нам было дано задание, морфологический разбор слова "безразличность". По моему сценарию: - корень "-лич-" (от сущуствительного лицо) - соединился с суффиксом для прилагательного "-н-" такиим образом образовалось прилагательное "личный", - затем к нему присоединилась приставка "раз-" и получилось прилагательное различный... - затем прибавилась приставка "без-" и получилось прилагательное безразличный, при присоединении суффикса "-ость" к прилагательному безразличный, получилось существительное безразличность... И у меня разногласия с профессором... который считает, что "-лич-" это корень не от существительного.. а от глагола... потому как приставка "-раз" глагольная!!! то есть в основе слова лежит корень от глагола... Вопрос - на чьей стороне правда? Спасибо за внимание. С уважением Светлана.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, мы обратились за консультацией к специалисту по историческому языкознанию. Вот ответ д.ф.н. Н.Н. Щербаковой: "У этого слова довольно длинная словообразовательная цепочка. В таких случаях, чтобы не ошибиться, начинают разбор не с корня, а с попытки выяснить все звенья этой цепочки, причем с конца. Для современного русского языка словообразовательная цепочка выглядит так:
Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) слово безразличность образовано от основы имени прилагательного безразличный при помощи суффикса -ость. Именно так в русском языке создаются слова с грамматическим значением отвлеченного признака вроде храбрость, неразрывность, уязвимость и т.д. (см. т.1, с. 177-178).
Прилагательное безразличный, в свою очередь, образовано префиксально-суффиксальным (приставка без- и суффикс -н- ) способом от основы существительного различие (словообразовательная мотивация здесь такая: безразличный — тот, кто относится к чему-либо или кому-либо без различия).
Существительное различие и в самом деле образовано от основы глагола различать при помощи суффикса -иj-.
На этом членение современного слова и заканчивается. Во всяком случае «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова не соотносит его ни с существительными лик, лицо, ни с прилагательным личный.
Все рассуждения о дальнейшем членении относятся уже к истории слова, к его этимологии. И в данном случае все этимологические словари едины во мнении о том, что здесь существует явная связь с указанными только что словами. Судя по данным, цепочка образования здесь была такой:
- вначале приставка раз- присоединилась к основе существительного лик (в древности ликъ) одновременно с древним суффиксом существительного -j- (этот суффикс преобразовал звук К в Ч, т.е. современный звук Ч возник на месте древнего сочетания 2-х звуков — к и j), в результате было создано древнее существительное различь («различие»);
- затем на базе существительного различь при помощи суффикса было создано прилагательное различный. Ну а дальше см. выше.
Современная приставка раз-/ рас-, действительно, используется прежде всего для образования глаголов, другие части речи она создаёт крайне редко, но такие случаи тоже есть, см. например, существительное раскрасавица". -
Скажите, пожалуйста, как образовано слово ЗОЛОТОЙ?
Бессуффиксальным способом.
-
Словообразовательный и морфемный разбор слова подъём.
«Морфемно-орфографический словарь» А. Н. Тихонова всё слово выделяет как корень: подъём-.
"Словообразовательный словарь русского языка" указывает, что это существительное образовано от глагола поднимать. -
Расскажите о диахронном словообразовании, определение.
Диахронное (или историческое) словообразование связано с этимологией и изучает, когда и каким образом появилось то или иное производное слово, как менялись его формально-смысловые связи с родственными словами, как развивалась её словообразовательная структура.
-
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой корень в слове "подъём"? Корень - "Подъём"? Или всё-таки "под-" приставка, а "-ем" корень?
Здравствуйте! Согласно «Морфемно-орфографическому словарю» А. Н. Тихонова (М., 2002), в этом слове корень подъём-.
-
В слове "дочурка" суффикс -урк-?
Верно.
-
Из каких морфем состоит слово «правильный»?
Корень, суффикс и окончание.
Правиль-н-ый. -
Скажите, как образовалось слово "подберезовик"? Какой способ?
Подберезовик <- береза + под- и -овик-.
Приставочно-суффиксальный способ. -
Здравствуйте! Помогите разобраться, как образовалось слово "бездарь"?
Здравствуйте! Существительное бездарь образовалось от прилагательного бездарный при помощи нулевого суффикса. Кроме того, в процессе словообразования произошло усечение производящей основы (исчез суффикс -н-).