Как объяснить разницу значений -то, -либо, -нибудь иностранному студенту?
Тема неопределённых местоимений - одна из самых сложных для иностранных студентов. Трудности, связанные с изучением и употреблением неопределённых местоимений в устной и письменной речи, в частности, вызваны отсутствием данных местоимений в их родных языках.
Прежде всего нужно чётко соблюдать правила подачи нового грамматического материала, предлагать его порционно. Например, неопределённые местоимения с частицей -либо изучаются позднее, когда студенты уже освоили разницу между местоимениями с -то и -нибудь. Стоит также отметить, что местоимения с частицей -кое обычно даются отдельно.
Ещё одно важное правило - не давать данную тему вне контекста, без примеров, без коммуникативных ситуаций. Педагог должен продумать, в каких ситуациях мы используем данные местоимения и предложить студентам фразы, используемые носителями русского языка в повседневной жизни. Примеры таких фраз: “Что-нибудь ещё?” (ситуация в ресторане), “Мне кто-нибудь звонил” (на работе), “Купи что-нибудь к чаю” (в семье), “Кто-то постучал в дверь” (например, в университете, дома или на работе), “Он почему-то не сказал мне, в чём дело” (обсуждение сказанного другими людьми) и пр.
При объяснении неопределённых местоимений нужно обязательно иметь в виду, что эта тема “многослойна”, т.к., в первую очередь, речь идёт о семантической разнице между местоимениями с частицами -то, -нибудь и -либо, а, во-вторых, о склонении данных местоимений. Также некоторые местоимения имеют совсем другое значение, не связанное напрямую со значениями частиц -то и -нибудь. Например, “когда-то” значит “давно”, а “когда-нибудь” или “как-нибудь” имеют значение “в какой-либо момент в будущем”. “Как-нибудь” также имеет значение “любым способом”, “неважно как”.
Не будем также забывать, что грамматический материал преподносится не только дозированно, но и циклически, т.е. нужно его повторять на разных уровнях, постепенно добавляя новые правила и контексты употребления грамматических конструкций. Например, при введении местоимений с кое- нужно обязательно повторить все остальные ранее пройденные местоимения.
Местоимения с частицей -то используются в тех случаях, когда речь идёт о конкретном предмете, явлении, месте или человеке. Например, в предложении “Кто-то звонит по телефону” речь идёт о конкретном человеке, но мы не знаем, кто это. Данные местоимения чаще всего используются в утвердительных предложениях.
Местоимения с частицей -нибудь используются, когда речь идёт о предмете, явлении, месте или человеке, о существовании которых мы не знаем или которые не были выбраны. Например, во фразе “Вы хотите пойти куда-нибудь?” есть много вариантов, куда говорящие могут пойти. “Я хочу что-нибудь посмотреть” означает “Я ещё не выбрал, что я хочу посмотреть, есть много фильмов, которые я мог бы посмотреть”. Довольно часто данные местоимения используются в вопросительных предложениях.
Что касается местоимений с частицей -либо, то они являются синонимами местоимений с частицей -нибудь, но употребляются в основном в официальной и официально-деловой речи, чаще письменной, чем устной. “Кто-либо хочет высказаться?” - так мы скажем, к примеру, на конференции или семинаре.
Для лучшего объяснения данной темы преподаватель может нарисовать сравнительную таблицу с местоимениями и конкретными примерами.
Для закрепления материала необходимо проделать большое количество упражнений как на практику семантической разницы неопределенных местоимений, так и на практику их склонения. Упражнения можно найти в книгах “A Living Russian Grammar” (1 часть), “Русский язык в упражнениях”, “Трудные случаи русской грамматики” и др.
Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"
Читайте на нашем портале другие статьи автора:
Как правильно выбрать подходящий для студентов учебник?
Советуем также обратить внимание на учебное пособие по теме: